№39 (190) 11 октября 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№38 (189) 04 октября 2004 года | Культура
Ольга Дворянова

Экранный фаст-фуд

Пермь насытят кинозалами. Это, однако, не сулит репертуарного разнообразия.

Специалисты в один голос утверждают, что миллионной Перми «катастрофически не хватает кинозалов». Их выводы основываются на расчетах американцев – на каждые 100 тысяч населения необходим, как минимум, один зал (с количеством мест не менее 100). Таким образом, Перми недостает, по крайней мере, пяти. Однако в ближайшее время в городе появится, как минимум, десять: в торговом центре «Олимпия» (Индустриальный район) откроется пятизальный комплекс «КиноМакс», в торгово-развлекательном комплексе, строящемся на месте «Колизея», планируется оборудовать два кинозала, а к концу 2005 года в кинотеатре «Триумф» должна завершиться внутренняя реконструкция, в результате которой вместо одного зала появится четыре. При этом два больших района Перми – Мотовилиха и м/р Садовый – до сих остаются вообще без кинотеатров. Генеральный директор Государственного киноцентра «Пермкино» Геннадий ШЕСТАКОВ утверждает, что это «необоснованное упущение».

Доступный «поп-корн»

При явно превосходящей американцами измеренной норме кинозалов никакой паники у операторов пермского кинорынка нет. Наличие достаточного количества отдельных залов и многозальных кинотеатров в торгово-развлекательных комплексах (в том числе в спальных районах), где сеансы начинаются каждые 15-30 минут (как в московских мультиплексах), по мнению экспертов, позволит радикально изменить психологию сегодняшнего зрителя. Поход в кино можно будет не планировать, скажем, за неделю или за несколько дней, а совершать практически спонтанно, в паузах между шоппингом – все равно, что включить телевизор. Туда можно будет ходить всей семьей: ребенка отправить на детский фильм, самим же в одном из соседних залов смотреть другой.

Все это на руку пермским кинопрокатчикам, ратующим за развитие киноотрасли в Перми. Преобразования пока направлены на улучшение сервиса для населения, но не на изменение качества досуга. Тем не менее, киноаудитория явно нуждается в более радикальной дифференциации. Любая социальная группа, в идеале, должна иметь возможность выбирать из репертуара что-нибудь интересное для себя. Кинопрокатчики, уже зарекомендовавшие себя, тоже настроены на расширение качества услуг. Как рассказала «ПО» топ-менеджер киносети «Панорама» Татьяна ФЛЕГИНСКАЯ, в «Триумфе», например, после реконструкции появится VIP-зал на 10 мест, с небольшим экраном, столиками, комфортными диванами и официантами. Сеанс в таком зале обойдется кинолюбителю не дешевле 500 рублей.

Татьяна Флегинская:

– Цены будут высокими, но я уверена, что на такой вид услуги будет соответствующий спрос. Многие бизнесмены и политики Перми сторонятся публики, они не хотели бы в общественных местах отдыха проявлять эмоции, потому что не стремятся быть доступными. Но губернатор и мэр тоже должны смотреть кино. Поэтому архитекторы сейчас заняты разработкой проекта реконструкции «Триумфа», который должен предусмотреть много интимных, кулуарных мест.

В этом кинотеатре добавится этажей, появится лифт, подземная стоянка, а в небольших залах будут крутить артхаусные фильмы.

Компания «КиноМакс» реконструирует старые и строит новые кинотеатры по всей России. Она также работает с крупными ведущими прокатными фирмами – «Гемини», «Пирамида», «Каро-фильм». Это значит, что афиша новенького комплекса этой фирмы в Перми будет мало отличаться от того же «Кристалла» или «Октября». Это всего лишь очередные «киномакдональдсы».

Таким образом, рассчитывать, что с приходом новых операторов на кинорынок пермский репертуар станет существенно разнообразнее, не приходится. К сожалению, о многих картинах, идущих в наших кинотеатрах, лучше всего было бы забыть сразу же, выйдя из зрительного зала на улицу.

Смотри в оба

Итак, что мы смотрим? Если заглянем в репертуар прошлой недели, то без труда отметим, что 88 процентов фильмов – американские. Еще 12 процентов – производства Гонгконга. Эту «эксклюзивную» нишу попеременно занимают российские и европейские ленты. Доминирование «американцев» понятно – фабрика Голливуда работает безостановочно.

Если в начале 90-х, когда российские дистрибьюторы не готовы были покупать дорогостоящие ленты, в Россию хлынул поток дешевого американского кино, то теперь ставки делаются, как правило, на фильмы с большим бюджетом. Для кинопрокатчиков блокбастеры «Властелин колец», эпопея о Поттере, «Убить Билла» – вариант беспроигрышный. Прокат всей остальной продукции, так скажем, «второго ряда», имеет дело с риском. Так, по сути, провалился прокат фильма «Интим» из-за того, что отдельные недовольные зрители начали писать письма чуть ли не в ООН о защите своих прав (от «поругавшего», по всей видимости, человеческое достоинство фильма). Картина, если вспомнить, шла ночным сеансом. По словам г-жи Флегинской, «в фестивальных программах «Интим» присутствовал, заслужил бурную реакцию кинокритиков, Москва его посмотрела, и ничего! А чем мы хуже?» «Мечтателей» Бертолуччи в «Кристалле» также решили показывать, и тоже только ночью. В ряд таких эксклюзивных продуктов можно поставить и документальный «Фаренгейт 9/11» Майкла МУРА, который появится в пермском прокате на этой неделе.

Но речь идет не только о европейских фестивальных фильмах. «Не срабатывают» и картины, производители которых на старте просчитали коммерческий успех: наличие звезд первой величины, неплохой сюжет и приличный бюджет. В Перми плохой прокат был, к примеру, у «Степфордских жен» с Николь КИДМАН, доброго семейного фильма о братьях-тигрятах «Два брата» и космического боевика «Предвестники бури», полного инопланетной экзотики. Последнему не помогло даже использование концепт-кара, являющегося плодом совместной работы съемочной группы фильма и дизайнеров европейского подразделения компании Ford.

Сегодня большинство кинопрокатчиков работают с крупными дистрибьюторами по одной схеме: за приобретенную копию фильма прокатчик отдает 50 процентов от выручки продавцу. В таких жестких условиях расслабляться не приходится. При этом все кинотеатры находятся примерно в одном репертуарном поле. И тогда оказывается, что дистрибьюторы просто «правильно» работают с покупателями кинотовара. Картины приобретаются на московских кинорынках, они проходят четыре раза в год (один из них – в рамках сочинского «Кинотавра»).

Кадр в кадр

– Татьяна Феофановна, с какими дистрибьюторами вы работаете?

– Существует около десяти крупных дистрибьюторских компаний и почти столько же независимых мелких. Они покупают фильмы на всевозможных кинофорумах (каннском, берлинском и так далее). Многие из дистрибьюторов владеют правами на представление крупных кинопроизводителей. «Гемини-фильм» является представителем кинокомпании 20th Century Fox, «Каро-фильм» – представляет интересы Warner Brothers. Каждая дистрибьюторская компания создает релизы, которые рассылаются покупателям-прокатчикам. Мы работаем только с крупными дистрибьюторами.

– Какими критериями вы руководствуетесь, покупая тот или иной фильм?

– Во-первых, постоянно следим за новинками крупных кинокомпаний, и когда узнаем, что снимается блокбастер, то заранее готовимся приобрести прокатные копии. Все «оскароносные» фильмы обязательно берем, потому что я считаю себя обязанной показать их городу. У нас умный зритель. Вот с 7 октября мы будем показывать «Фаренгейт 9/11», в восемь вечера, самое «ходовое» время.

Ориентируемся на звезд, режиссеров, жанр. На кинорынках часто режиссеры и актеры представляют свои фильмы. Как только они убеждают нас, что их продукт очень качественный, мы его отсматриваем. Чаще всего приходится ориентироваться не на личный субъективный вкус, а предугадывать, что будет интересно жителям города. Я всегда просчитываю, для какого экрана подойдет фильм: крупномасштабный или костюмированный исторический должен идти в «Кристалле». Артхаусное кино, требующее внутреннего осмысления, – в «Триумфе».

– Есть ли жанровые предпочтения у вас как у бизнесмена?

– Блокбастеры берем все. Большой бюджет, хорошая реклама обеспечивают продукту продаваемость. Хотя все любят поговорить об искусстве, кинопрокатчики и кинопроизводители всегда хотят продать свой товар. Я не говорю о фестивальных фильмах, которые делаются для души. Хорошо также идут мелодрамы и комедии.

– Недавно в Москве завершился форум «Киноэкспо-2004». Что вами там приобретено?

– Много всего. «Терминал» Спилберга с Томом Хэнксом и Кетрин Зета Джонс. Я не знаю ни одного плохого фильма с участием Хэнкса, красавица Кетрин после съемок в «Чикаго» очень известна. «Подводная братва» – лента от создателей «Шрека». Это тоже анимационная картина. Ее можно смотреть не только детям. Вообще, мультфильмы мы сейчас ставим и на вечерние сеансы, потому что их любит и взрослый зритель.

– Российские фильмы по сборам становятся все более перспективными. Наши кинопроизводители вдохновлены успехом «Ночного дозора», сборы от проката которого в России превзошли «Властелина колец». Надеетесь ли вы на то, что в ближайшее время наших фильмов станет больше?

– Да, когда они в кинорынке начнут занимать не два-три процента, а тридцать. Я считаю, что «Ночной дозор» ценен не только спецэффектами, но в большей степени хорошей операторской работой. Впрочем, не все наши картины заслуживают внимания. Дистрибьюторы, например, очень рекламируют сейчас фильм с русским Шварценеггером – Александром Невским.

У нас практически каждый месяц один из фильмов – российский, мы стараемся показывать каждый достойный фильм. Их должно быть больше, это очевидно. Вот у нас сейчас пойдет фильм «Четыре таксиста и собака», потом превосходный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Ежемесячно мы смотрим около 5 новых фильмов, значит в год – 60-70 наименований. Практически все, что крутится сейчас в кинозалах, – это мейнстрим, который периодически разбавляется фестивальными фильмами, показываемыми в рамках дней французской, немецкой, японской культур. Судя по всему, артхаусное и прочее интересное кино пока по-прежнему придется смотреть на коммерческих телеканалах и на DVD.
Первая полоса
Выборы 2004
Спецтайм
Диагноз
Солидарность
Скандал
Территории
Де-факто
Инвестиции
Мнение
Обзор рынка
Ресторация
Карьера
Культура
Политкомикс
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100