«Упырь» вернет театр «У Моста» в родное русло.
Театр «У Моста» пользуется славой самого мистического театра Перми. Да и вообще он пользуется славой. Все, кто хоть раз попадал сюда, навсегда остается покоренным особой атмосферой. Камерность «У моста» очаровывает, атмосфера напоминает ту, что создает питерский молодежный театр «На Фонтанке», где даже лестницы обычно заняты студентами, приобщающимися к искусству.
Если честно, за театр «У Моста» в последнее время я слегка беспокоилась (думаю, и не только я). Для меня «У Моста» – это, прежде всего, Булгаков и Гоголь – писатели, извест-ные своей мистической аурой. Естественно, что резкая смена репертуара (спектакли по Л. Андрееву и Мак-Донаху) слегка удивила. Понятно, что каждый театр должен искать новые решения, развиваться. И новые спектакли – это, естественно, развитие. «Сиротливый Запад», например, поражает: изящное соединение юмора, иногда даже шокирующего, и острой тоски по человечности. Выходишь из театра просветленный и обновленный. Но немного становится грустно: это не совсем то, что мы ожидаем видеть в «У Моста». Поэтому с радостью и интересом было воспринято известие о том, что театр начал работу над повестью А. К. Толстого «Упырь».
Сергей ФЕДОТОВ, художественный руководитель театра:
– Да, «Упырь» – это малознакомая повесть для читателей, а тем более, зрителей. В данный момент ее не ставят нигде в России, хотя лет 15 назад она шла в Санкт-Петербурге и где-то еще в провинции. Театр «У Моста» всегда ставит то, что ново, например: «Свадьба с незнакомцем», «Сиротливый запад», «Зверь» – спектакли, которые не идут больше нигде. Это не значит, что мы отказываемся от классики. Нет, просто классический материал мы открываем по-своему, находим свое оригинальное, авторское решение. А прочитав «Упыря», я понял, что это наш материал. Печать таинственности, мистические события, родовое проклятие – та атмосфера, которая понятна нашему театру.
– Сергей Павлович, многие ассоциируют «У Моста» со спектаклем «Панночка», своеобразным «ужастиком». «Упырь» – это ведь подобный материал? Чем обусловлен выбор такой тематики?
– Действительно, спектакль «Панночка», который с успехом идет уже 15 лет, – визитная карточка нашего театра. Секрет его долголетия не в том, чтобы испугать, а в том, чтобы не оставить зрителя безучастным. Спектакль должен проникать в самые потаенные уголки души, инфернальные зоны человеческого сознания.
– Будут ли в спектакле какие-то новшества?
– Вы знаете, что для нашего театра характерны два основных направления: это русский репертуарный театр и «лаборатория театра», то есть поиск новых средств выражения. С актерами театра «У Моста» постоянно проводят тренинги разные режиссеры (например, Петр Ланта (Чехия) и Ежи Велтер (Польша). Спектакль «Упырь» – это еще один шаг к театру, представляющему собой синтез искусств. Впервые мы работаем с композитором – специально для этого спектакля Геннадий Широглазов пишет музыку. С актерами занимаются хореографы. Словом, спектакль обещает быть красочным и насыщенным.
– Наверное, такая красочность спектакля обусловлена материалом повести, насколько я помню, немало места занимают описания красот Италии.
– Безусловно, итальянский колорит, балы – благодатная почва. В спектакле будет задействована почти вся труппа, в этом году я набрал молодых артистов, выпускников Красноярской театральной академии, Екатеринбургского театрального института, Магнитогорской консерватории. Главные роли будут исполнять ведущие актеры театра «У Моста»: Маленьких И., Ильин В., Гринберг Г., Шилова М., Юрченко М. Это люди, безусловно, чувствующие стилистику театра, для них этот материал – «родной».
Остается добавить, что «Упырь» – это, возможно, первая часть дилогии. В планах театра – постановка «Семейства вурдалаков» А. Толстого.