№27 (628) 6 июля 2013 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№27 (628) 6 июля 2013 года | промышленность
Евгения АХМЕДОВА

Не игрушечная отрасль

Увеличить долю детских товаров отечественного производства можно, лишь перекрыв дорогу контрафактной продукции из-за границы
Увеличить долю детских товаров отечественного производства можно, лишь перекрыв дорогу контрафактной продукции из-за границы

Производство детских товаров в России должно перейти на инновационную модель развития: к 2020 году на отечественном рынке планируется увеличить долю детских товаров российского производства с 20 до 45%.

В правительстве РФ утверждена стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года. Объем и средства ее финансирования будут определены в госпрограмме РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».


Совершить прорыв

Согласно госпрограмме, в России должны появиться центры промышленного дизайна для производства игрушек. Планируется создать технологическую платформу «Инфраструктура детства», инновационно-промышленный кластер, ряд технопарков.

Стратегия предусматривает три этапа. В 2013-2015 годах – усовершенствование нормативно-правовой базы и системы госконтроля за соблюдением обязательных требований при обращении детских товаров. Производство товаров для детей должно возрасти на базе научно-производственной кооперации.

На втором этапе (до 2018 года) будут созданы условия для повышения инвестиционного спроса за счет модернизации технологической базы и увеличения производственной мощности российских производителей. Кроме того, необходимо изменить структуру экспорта за счет высокотехнологичных продуктов и решений, внедрить профессиональные стандарты.

На третьем этапе (до 2020 года) планируется завершить формирование инфраструктурных преобразований в индустрии детских товаров, реализовать общеотраслевые инвестпроекты.

По данным исследований, в 2012 году российские дети 6-15 лет потратили на покупки 191 млрд руб. С 2010 года эта цифра выросла в 2 раза. Стратегия развития индустрии детских товаров рассчитана на 25 млн российских детей и подростков. Цель – создать условия, благоприятные для рождения детей, повысить доступность качественных и безопасных детских товаров, поддержать отечественного производителя, обновить технологическую базу предприятий. За реализацию стратегии отвечает Минпромторг РФ.


Центы и проценты

Пока в России мало предприятий, имеющих полный цикл изготовления продукции (например, «Краснокамская фабрика деревянной игрушки»). В 2012 году в зависимости от товарной группы российская продукция занимала от 9 до 39% объема рынка, в общем объеме российские товары занимали 20,6%.

На сегодня в детской индустрии задействовано 15 отраслей промышленности, на 1245 предприятиях трудится более 300 тыс. чел. Фабрики расположены, в основном, в Центральном (606 предприятий), Приволжском (200) и Южном (213) федеральных округах.

Предприятия пользуются региональными программами поддержки малого и среднего предпринимательства и стимулирования инвестиционной деятельности. В некоторых регионах развитие таких предприятий – в приоритете (Карачаево-Черкесская Республика, Амурская, Воронежская, Кировская и др. области, Пермского края среди них нет), в Ульяновской и Курганской областях даже приняты целевые программы.

С 2009 по 2012 год из региональных бюджетов было выделено около 160 млн руб. субсидий более чем 90 компаниям: на возмещение части банковской процентной ставки по кредитам на инвестпроект, на закупку сельхозсырья, на уплату процентов по кредитам и др.

Крупнейшие сегменты рынка детских товаров в России: одежда (31% – доля в общем объеме рынка), игрушки (25%), мебель, детские косметика и питание.

Объем российского рынка детской одежды в 2012 году составил 203 725 млн руб. Импорт из Китая, Турции, Польши и Финляндии занимает 80% объема рынка одежды, из него 75% – дешевая одежда турецкого и китайского производства. Рыночная доля России на европейском рынке детской одежды лишь 10,6%. Крупнейшие производители детской одежды: ЗАО «Юнистайл Холдинг» (Иваново), ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», ООО «Группа компаний «Апрель» (Ярославль) и др.

По мнению аналитиков, около 80% детской обуви ввозится в Россию нелегально. Как и все остальные детские товары, подавляющее большинство игрушек привозят из Азии (около 60% объема рынка).

 Доля европейских игрушек на российском рынке – около 20%, игрушек отечественного производства – 18%.

В производстве детской мебели самые крупные сегменты – кровати и шкафы. Более половины всех шкафов для детских вещей (61,5%) производят на заводах в Центральном, Уральском и Приволжском округах. Прогнозируется, что отечественное производство мебели может вырасти в сегментах школьной и дошкольной детской мебели.


Маловато будет!

В 2012 году в Пермском крае родилось самое большое за последние 20 лет число малышей – 39 300 (в 2011-м на свет появились 37 015 детей). Это значит, что спрос на товары для детей со временем возрастет. В то же время уровень развития детской индустрии в Пермском крае отражает общее состояние отрасли во всей стране: засилье китайских игрушек, одежды и прочего.

В Прикамье из наиболее известных «детских» производств можно выделить «Краснокамскую фабрику деревянной игрушки» и «Дэми» (детская мебель, санки, снегокаты).

комментарий

Елизавета ТОТУНОВА, pr-директор сети магазинов «Детский мир»:


– Наши основные поставщики – крупнейшие российские и зарубежные производители детских товаров. Продукция пермских производителей у нас не представлена.


В Пермском крае предлагается широкий выбор детских товаров отечественного и зарубежного производства. Особенно благоприятная ситуация в крупных городах – представлены как всемирно известные лицензионные товары (созданные по мотивам мультфильмов и кино), так и традиционные российские игрушки из пластмассы и дерева.


Наиболее эффективной была бы поддержка детской индустрии в регионе на федеральном уровне, что уже происходит сегодня. Пермские производители могли бы существенно усилить свои позиции, приняв участие в новой федеральной программе (пока утверждена только стратегия). В любом случае, никакие стимулирующие меры не принесут должного эффекта, если производители не будут обновлять свою продукцию в соответствии с потребностями потребителей и не начнут учитывать конкурентную среду.

ГК «Дэми» создали в 2003 году, компания начала свою деятельность с производства зимней продукции – снегокатов, складных санок и саней. С 2005 года ассортимент расширили – появились мольберты, стульчики для кормления, детская складная и «растущая» мебель. Продукция продается по всей России, в странах СНГ.

«Дэми» изготавливает и реализует детскую мебель на собственных производственных и складских площадях в Перми (общая площадь более 8 тыс. кв. м). Численность сотрудников – более 310 чел., объем производства – 300 тыс. единиц продукции в год.

Одежду в Прикамье шьют на Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрике (колготки, носки, рейтузы для детей), на трикотажной фабрике «Верещагинская» шьют школьную форму.

В регионе работает зарегистрированная торговая марка одежды для активного отдыха «Onza». Детские вещи компания не выпускает, но частые покупатели продукции – подростки 12-16 лет. В «Onzа» уже думали запускать линию детской одежды, но пока это лишь планы.

Есть в регионе небольшие предприятия, изготавливающие детскую мебель («Тотоша» и др.), но чаще детские комнаты – не основная продукция мебельных компаний. Так, на «Пермской мебельной фабрике» заказывают торговое оборудование и авторскую мебель. Статистику о частоте заказов детской мебели на предприятии не ведут. По словам руководства, в месяц может быть до 3-х заказов на детские, а может не быть ни одного.

Знай наших!

«Краснокамская фабрика деревянной игрушки» – одно из старейших российских предприятий, в этом году ему сполнилось 72 года.

Анатолий ВИНТЕР, учредитель ООО «Краснокамская фабрика деревянной игрушки», приобрел фабрику в 2000 году, предприятие было в состоянии банкротства.

«Мы решили реанимировать предприятие, – делится воспоминаниями Анатолий Винтер, – пригласили сотрудников и специалистов, которые работали на старой фабрике, восстановили коммуникации в цехах и оставшееся оборудование. Все рынки сбыта, конечно, после перестройки были потеряны. Пробы, поиски, ошибки… В итоге – модернизация производства: новейшие технологии, новое оборудование (стоимость одного станка от 500 тыс. до 2-3 млн руб. и выше), безопасные способы окраски деталей, современная упаковка, налажен сбыт продукции. Наше предприятие – уникальное, мы сумели сохранить высокопрофессиональные кадры и производим деревянные игрушки в промышленных объемах».

Качество пермских деревянных игрушек не уступает европейскому. Продукцию предприятия можно приобрести во всех регионах страны, а также в ближнем зарубежье (Украина, Беларусь, Казахстан).

В начале двухтысячных годов Краснокамская фабрика вступила в Национальную ассоциацию игрушечников России (НАИР), которая объединила отечественный игропром. Позднее НАИР перерос в Ассоциацию индустрии детских товаров (АИДТ).

Светлана НЕГАНОВА, директор краснокамской фабрики, отмечает, что предприятие участвует в международных и всероссийских специализированных выставках и ярмарках, проектах по внедрению товара и поддержанию имиджа предприятия, города и края («краснокамская игрушка» – лауреат конкурса «100 лучших товаров России»).

В Краснокамске, благодаря городской администрации, проводится Межрегиональный фестиваль игрушки. В этом году открылся музей игрушки «ДОМИК» – Детский открытый музей игрушки Краснокамска.

Предприятие участвует в федеральных и региональных программах поддержки малого предпринимательства (возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, кредитование по сниженным процентам).

«При получении субсидии на приобретение высокотехнологичного оборудования одним из условий является трудоустройство определенного количества человек, – рассказывает Светлана Неганова. – Однако при внедрении высокоэффективного оборудования логично сокращение рабочих мест – ведь повышается производительность труда. Более актуально для нашего предприятия было бы субсидирование специализированных выставок, участие в них позволит увеличить обороты предприятия, расширить географию поставок и закрепить свои позиции на рынке (участие в региональной выставке обходится примерно в 150 тыс. руб., в международной – свыше 500 тыс. руб.). Такая практика субсидирования выставок существует, например, в Московской и Томской областях».

Не помешали бы пермским производителям детских товаров преференции со стороны региональных властей при заходе в федеральные сети: цена вопроса – как минимум 300-400 тыс. руб., да и не все сети работают честно. Бывало, краснокамской фабрике приходилось ждать оплаты реализованной продукции до полугода.

1 июля предприятие открыло свой первый фирменный магазин в Перми. В планах организовать свою сеть магазинов на всей территории РФ.

Еще одна ключевая проблема российского игропрома – кадровая. Специалистов для игропрома не готовит ни одно образовательное учреждение РФ. После закрытия Института игрушки единственным спецучреждением среднего профобразования до 2012 года был Российский художественно-технический колледж игрушки (Сергиев Посад). Сейчас он находится в стадии реорганизации.

На краснокамской фабрике отмечают, что всех своих специалистов приходится растить самим.

Анатолий Винтер: «На фабрике есть сотрудники, которые всю жизнь работали только на нашем предприятии! В 16 лет пришли на фабрику, сейчас им по 60, и только одна запись в трудовой книжке. Это уникальные кадры!»

«ПО» направило запрос в краевое правительство, чтобы выяснить, будут ли у нас развивать детскую индустрию. Если во всех регионах, в том числе в Прикамье, их будут реализовывать, а не ставить галочки на бумаге, то, может быть, со временем на прилавках магазинов китайских игрушек будет всё меньше и меньше, а наша детская индустрия сможет гордиться своими достижениями.

комментарий

Анатолий ВИНТЕР, учредитель ООО «Краснокамская фабрика деревянной игрушки»:

– У игрушечной промышленности даже своего министерства нет, нас не было ни в каких программах, но теперь, с утверждением стратегии, мы надеемся, что ситуация изменится, и отрасль начнет развиваться.

Увеличить в России долю детских товаров отечественного производства с 20 до 45% можно, если перекрыть дорогу контрафактной продукции из-за границы. К нам из Китая попадает то, что похуже. Высококачественные игрушки стоят недешево.

Хоть стратегией и приветствуются поставки российской продукции за рубеж, мы пока не хотим это делать. Мы своей продукцией еще не заполнили внутренние рынки.

Андрей ДВОЙНИШНИКОВ, владелец «Onza sportswear company»:

– Мы изготавливаем и продаем одежду для активного отдыха. Компания существует на рынке четыре года. Работают фирменные отделы в Перми (ТРК «СемьЯ», ТЦ «Эльдорадо» на Парковом) и Березниках («Универсам-2»).

Специально для детей одежду не шьем, но маленькие размеры очень часто покупают подростки.

В ближайших планах – открытие новых отделов как в Перми, так и в городах региона, но есть проблемы с торговыми площадями. Мы стоим в «очереди» у нескольких пермских торговых центров. Площадка для торговой марки «Onza» должна соответствовать определенным параметрам. Разумеется, и арендная плата должна быть адекватной. Отметим, что дефицит торговых площадей в Перми приводит к неоправданно высоким ставкам – это существенный тормоз в развитии.

О пошиве детской одежды мы уже думали. Нередко посетители спрашивают, есть ли она в нашем ассортименте. Если продавать детские вещи, то надо разрабатывать и запускать сразу коллекцию для мальчиков и девочек, ведь не будешь же продавать одни шорты и одну футболку! Для реализации подобных проектов – и вообще для развития детской индустрии – нужны серьезные инвестиции, оптимальные налоги и более комфортные условия кредитования, а не те 25-28% годовых, которые сегодня предлагают банковские структуры.

Просмотров: 3141


Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 08.07.13 | Автор: 
Ведический Праздник Бога Купалы, не связанный с Иоанном Крестителем и чёрным шаманизмом, состоится 10 июля 2013 года в 18.00. Сбор: Конечная остановка автобуса маршрута № 5 «НПО «Биомед». Вход свободный!
Добавлено: 08.07.13 | Автор: 
а где магазин и музей краснокамской игрушки? подскажите. спасибо за статью
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Репортаж
комментарии недели
проблема
откровенный разговор
промышленность
Аналитика
регион березники
технологии
новые старты
колонка редакции
аватар

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта