№24 (951) 20 июня 2017 года (PDF)

Не увязнет ли кластер?

№24 (951) 20 июня 2017 года
В 2017 году правительство РФ выделит субсидии производителям сельхозтехники в размере 13,7 млрд руб. В 2017 году правительство РФ выделит субсидии производителям сельхозтехники в размере 13,7 млрд руб.

Производители сельхозмашин задумываются о снижении издержек и локализации производства в России, бизнес создает кластеры, а крестьянин списывает старую технику и берется за мотыгу.

 

Прибывающие на «АгроФест» работники сельскохозяйственного труда надевали привычную рабочую обувь – сапоги да галоши. В сработанных из подручного полиэтилена бахилах посетители осматривали кабины новеньких комбайнов. 

В то время как производители сельхозтехники перепахивали выставочными тракторами поле во Фролах, в Пермской торгово-промышленной палате прошел деловой саммит по локализации «АгроМаш-2017». Выяснили: производители делают то, что могут, а не то, что надо; перенос производства в Россию сдерживают низкие объемы; а те «немцы», которые и хотели бы открыть заводы в нашей стране, не могут этого сделать, потому что большинство узлов сами не производят. 

На Западе, оказывается, нет локализации. Российское же правительство пытается добиться, чтобы 80% узлов в тракторе были отечественными.

 

 

Не спешат иностранные компании и в пермский кластер, бумаги на аккредитацию которого отправлены в Министерство промышленности и торговли РФ и до 1 сентября ведомством Дениса МАНТУРОВА должны быть подписаны. Ранее сообщалось, что интерес могут проявить зарубежные предприятия, имеющие российские представительства, – BCS Group, Sitrex, Enorossi.

Пока известно лишь о местных заводах, работающих в сегменте кормозаготовительных машин и навесного оборудования для тракторов: якорные предприятия кластера занимают 40% рынка. «При этом нас не устраивает сам объем российского рынка, – пояснил «ПО» руководитель отделения «Деловой России», директор «Краснокамского РМЗ» Дмитрий ТЕПЛОВ, – поэтому речь пойдет о продвижении инновационных технологий пермских производителей в другие регионы и страны. В других странах рынок показывает большую емкость, там есть большое количество сельхозпредприятий, способных приобретать новую технику».

 

Возвращение кооперации

 

На первоначальном этапе будут объединены 8 предприятий с ежегодным оборотом 1,5 млрд руб. Среди них «Краснокамский РМЗ», «Навигатор НМ», пермский производитель автопогрузчиков завод «Большая земля», компания-производитель зерносушильных комплексов «Техноград». 

К кластеру будут присоединяться по два предприятия в год. До 2025-го оборот предприятий кластера планируется нарастить до 12,5 млрд руб., а число занятых в секторе увеличить с 750 до 3 тыс. специалистов. Для этого потребуются инвестиции 6 млн руб.

– Производство сельхозтехники, благодаря государственной поддержке, испытывает 30-40%-ный ежегодный рост объема, – прокомментировал Дмитрий Теплов. – Мы обязаны этим воспользоваться. У нас есть сегмент уникального кормозаготовительного оборудования, которое мы производим лучше всех в России и некоторых производителей в Европе. Кластер сельхозмашиностроения основан на принципах кооперации, мы пользуемся услугами подрядчиков, поставщиков Пермского края. Будем локализиро-

вать производство в Пермском крае. 

По мнению Дмитрия Теплова, кластер снижает риски для иностранных компаний. В мировой практике иностранный инвестор ищет кластеры нужных ему отраслей. В Перми – один из первых зарегистрированных кластеров по сельхозмашиностроению в России. 

 

Низкие темпы

 

Износ парка сельхозпроизводителей очень большой. Недофинансирование экономики сказывается на секторе сельского хозяйства. Сельхозпредприятия зачастую не имеют возможности купить новое оборудование. Динамика рассчитываемого Росстатом коэффициента обновления техники показывает, что темпы обновления сельхозмашин в стране очень низкие. Коэффициент обновления, представляющий собой выраженное в процентах отношение приобретенной новой техники к ее суммарному наличию на конец отчетного года, в России по большинству позиций не превышает 4% в год, говорится в исследовании Высшей школы экономики за 2016 год. Ветхая техника выбывает, но сокращение парка не компенсируется в полной мере покупкой новых машин.

В 2017 году правительство РФ выделит субсидии производителям сельхозтехники в размере 13,7 млрд руб. Еще 11,531 млрд будут направлены на возмещение части прямых затрат на создание и модернизацию объектов АПК, а также на приобретение техники и оборудования.

 

КОММЕНТАРИИ




Александр СТОЛЯРОВ, директор по закупкам и логистике ЗАО «Агротехмаш»: 



– Часть компонентов мы не можем производить на территории РФ, и вынуждены закупать у наших партнеров из Европейского союза: двигатели, трансмиссии, мосты, несущие рамы. Перенос производства в Россию останавливает объем выпуска. У нас не такие большие объемы: во всей отрасли выпуск тракторов – порядка 3 тыс. единиц. Это сдерживающий фактор. Наше конструкторское бюро не может создать технику из российской компонентной базы, потому что ее просто нет. Считаю, что успешная реализация «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения в России до 2030 года» позволит улучшить ситуацию. 



 



Денис ПРОНИН, менеджер по развитию Weidemann GmbH:



– Как директор по развитию я отвечаю за рынки постсоветского пространства и Восточной Европы. Страны Таможенного союза Россия, Казахстан и Белоруссия – привлекательный рынок для нашей продукции. Но после 2014 года, когда произошел скачок на валютном рынке, мы испытываем стагнацию, продажи упали в два раза. Наше руководство задумывается о локализации. Однако есть трудности: мы не сможем производить двигатели, которые сами закупаем. 



Кроме того, огромная проблема для нас найти достойных производителей в России, которые могли бы поставлять качественные компоненты. 



 



Олег ШЕВЧЕНКО, замдиректора департамента материально-технического снабжения ООО «КЗ Ростсельмаш»:



– Новыми инвесторами была поставлена задача обновлять модельный ряд, выпускать одну модель в два года и делать их соответствующими лучшим мировым стандартам. Для того чтобы экспортировать свою продукцию, нам приходится применять в конструкции самые лучшие решения, которые предлагаются на мировом рынке. 



Поэтому локализация для нас не является фетишем. Локализацию мы рассматриваем как повод оптимизировать наши закупки, снизить себестоимость, не потеряв в качестве. Если по какому-то направлению не находится достойного производителя компонентов, мы ищем за рубежом: в Китае, Индии, Мексике. 



За последние годы наше машиностроение серьезно потеряло. Был утерян ряд ключевых отраслей: производство подшипников, высокотехнологичных резинотехнических изделий. Остались предприятия, которые работают на ВПК, они могут производить практически всё, но цена в два-три раза выше, чем у аналогичных продуктов за рубежом, при таком же качестве.



 



Дмитрий ЕЛЬКИН, сельхозпроизводитель из Ординского района:



– Российскую технику делают для того, чтобы мы ее ремонтировали и доводили до ума. В 1986 году мой отец получил новый трактор МТЗ-82, и пока он его не перебрал, в поле не выехал. Эта тенденция с нашей техникой отчасти остается. Вторая проблема – кадры. Если всех научили работать на МТЗ, и других тракторов никто в глаза не видел, то новый трактор они сломают. Наши работники не готовы работать на хорошей импортной технике, – чтобы на нее перейти, надо всех переучить. Мало купить, надо научить людей на ней работать и обслуживать.



В любом хозяйстве недостаточно техники. В результате не соблюдаются сроки агротехнических операций. И мы все живем на авось – «уж как получится». Кому как повезет. Мало кто ввязывается в кредиты и лизинг. Нет никаких гарантий хорошего урожая, а банки форс-мажор не принимают. И ты вынужден дешево продать свою продукцию, отработать по нулям или уйти в минус. Финансовая нагрузка для нас тяжела.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка