№6 (308) 19 февраля 2007 года

Вот только жить в эту пору прекрасную…

№6 (308) 19 февраля 2007 года

Пока не закончится процесс модернизации, говорить об успехах как российского, так и регионального образования в целом, по меньшей мере, рано.

Общая тенденция

Слишком долгая и слишком непоследовательная реформа российского образования в самом ближайшем будущем может привести к окончательной его разрухе. И отнюдь не потому, что все предлагаемые новшества плохи по определению. Тот же ЕГЭ, та же профилизация школы при нормальном внедрении едва ли стали бы мишенью столь непрерывной и аргументированной критики. То же касается и подушевого финансирования и прочих «запомнившихся» новшеств.

Одно незаконченное новшество становится базой для следующего, столь же не проработанного и теоретически, и экспериментально. Пермский край, кстати, играет в этом весьма спорную роль образца для подражания, когда «отработанные» на нашей экспериментальной площадке начинания на других территориях принимаются априори.

Еще один серьезный минус состоит в том, что каждое конкретное новшество ориентировано не на систему в целом, а на звено, будь то основная или высшая школа, среднее профессиональное образование или система переподготовки кадров. Эксперты же полагают, что работать нужно со всей образовательной вертикалью, в результате чего должна получиться та самая система непрерывного образования, существование которой пока только декларируется.

Голые цифры

По информации министерства образования края, на конец 2005-2006 учебного года в крае функционировало более 2,4 тыс. образовательных учреждений, в которых обучались, воспитывались и работали около 660 тысяч человек. 1 сентября 2006 года в Пермском крае начали свою работу более 1140 общеобразовательных школ, 76 учреждений начального профессионального образования, 87 учреждений среднего профессионального образования, 14 высших учебных заведений, более 200 учреждений дополнительного образования детей. К обучению приступили более 500 тысяч учащихся и студентов.

Первые ступени роста

Охват детей дошкольным образованием растет и составляет 71,9 процента, что выше среднего российского показателя (57,7%) и выше показателей последних лет в регионе. Правда, одновременно отмечается обострение проблемы с обеспечением прав граждан на получение дошкольного образования (дефицит мест в этих учреждениях только по Перми составляет не менее 20 тысяч). Удельный вес детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, приблизительно соответствует общероссийскому уровню (83,2 и 83,9 % соответственно) и имеет тенденцию к увеличению.

Отмечается рост численности жителей региона, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Последняя «отсечка» по этому признаку была, правда, довольно давно (перепись населения 2002 года), но цифры впечатляющие. По сравнению с 1989 годом (предыдущая перепись) их число увеличилось на 331,4 (52,8%) тысячи человек и почти достигло миллиона.

Высшая школа – плюс на минус

Говоря о системе высшего профессионального образования региона, можно отметить, что ситуация в ней более стабильная, чем в начальном и среднем звене, хотя бы потому, что она меньше (или раньше) затронута реформой. Уже устоялась новые структуры: бакалавриат, магистратура, подготовка дипломированных специалистов, послевузовское образование (аспирантура), докторантура, дополнительное профессиональное образование. Подготовка специалистов осуществляется более чем по 150 специальностям и направлениям. По статистике, государственными вузами области в 2005 году было выпущено 15,4 тыс. человек, что на 13,7% больше чем в 2003 году. В 2006 году позитивная динамика сохранилась. Есть, правда, и своя ложка дегтя, как всегда связанная с финансами. Так, в минувшем году центр окончательно решил, что оставлять вузу самостоятельно заработанные им деньги не стоит, что они нуждаются в учете и перераспределении. В результате и учебным заведениям в целом, и отдельным факультетам, более-менее выживавшим за счет коммерческих групп, приходится искать новые формы заработка, который не уйдет немедленно в федеральную казну, а оттуда в неизвестном направлении. Именно с этой целью сегодня создаются при факультетах колледжи, где обучающийся может получить существенную долю своего будущего высшего образования на коммерческой, но не отчуждаемой в пользу министерства основе.

Конечно, федеральный центр не только отбирает, но и дает (видимо, чтобы не было очень обидно). Так в 2006 году Пермский государственный университет в числе 17 лучших вузов России получил грант в сумме 395 млн. рублей. Часть из них вуз потратил на ноутбуки, которые в конце года получили преподаватели, для которых ПГУ – основное место работы.

Нацпроект и мысли вокруг

О национальном проекте «Образование» написано уже немало. И хорошего, и плохого примерно в равных пропорциях. Окончательный вердикт по нему выносить пока, естественно, рано, можно лишь отметить, что принципиального улучшения качественной составляющей образования, материальной его базы и социальной защищенности работников этой сферы ожидать очень сложно.

Вроде бы полмиллиарда дополнительных рублей от Москвы, плюс сколько-то еще от регионального бюджета образование региона в закончившемся году получило (такие, во всяком случае, были планы). Вот только нацелены эти средства были, если называть вещи своими именами, на затыкание дыр и подачки. Можно ли, например, положительно оценить, что 390 лучших учителей края получат некую дотацию в размере 100 тысяч рублей. Или это очередная провокация, с помощью которой педагогов, а всего их в крае 36 тысяч, хотят заставить продолжать работать за ту же мизерную зарплату в более сложных условиях. Ведь параллельно с мероприятиями по нацпроекту в регионе внедряется система мониторинга качества работы учителя, «развивается» правовая база с явным перекосом в сторону прав детей.

Например, кое-где педагог уже не имеет права поставить учащемуся неудовлетворительную отметку, если учащийся в начале урока заявляет, что он к нему не готов. Зато! «В целях повышения ответственности классного руководителя за результаты своего труда в рамках национального проекта «Образование» установлено дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство». И более того! «На сегодняшний день список учреждений, педагогические работники которых получают вознаграждение за классное руководство, расширен». Что следует из приведенных цитат – понятно. До введения нацпроекта педагог брал классное руководство чуть ли не на добровольных началах (оно оплачивалось, конечно, но оплачивалось копеечно). А тут вот облагодетельствовали.

Прочерк в графе итоги…

… обусловлен, во-первых, тем, что на уровне власти они еще элементарно не подведены, так как год только закончился. Во-вторых, ничего особо нового или неожиданного ни грядущий год, ни последующие скорее всего не принесут. Тенденции, как определились еще 2-3 года назад, так все и идет. Реформа продолжает пробуксовывать, учителя не богатеют, уровень образованности (на срезе абитуриент вуза) скорее падает, чем растет. Нацпроект продолжается по аналогии с закончившимся годом.

Выпадает из этой скучной плоскости только внедряемая краевым министром образования Николаем КАРПУШИНЫМ система мониторинга. По аналогии с прошлыми инновациями, исходившими от этого чиновника, можно с уверенностью сказать только одно: то, что заявлено «на входе», не имеет никакого отношения к тому, что получится «на выходе». А уж как это будет работать…

Тенденция к приватизации

4 ноября президент России Владимир ПУТИН подписал федеральный закон «Об автономных учреждениях», принятый 11 октября Госдумой и одобренный Советом Федерации 27 октября 2006 года. Этот документ уже вступил в силу, а значит, как бы ни сопротивлялось общество, большая часть муниципальных и федеральных образовательных учреждений, пусть не сегодня, и не завтра, но обязательно ждет приватизация. Следом, весьма вероятно, бесплатное общее среднее образование либо исчезнет, либо останется, но в еще более обрубленном виде. Каком, если учесть то, что государство и сегодня платит лишь за выпуск девятиклассника-троечника, сказать трудно.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка