№6 (308) 19 февраля 2007 года

Ангел с другой планеты

№6 (308) 19 февраля 2007 года

или Монолог оперной актрисы о себе и об искусстве.

… Ее «меццо-сопрановые» героини – сильные женщины, способные беспредельно любить, мстить, изменять, если надо – подстрекать к бунту и даже убивать. Среди них – богемные дамы и дамочки полусвета, уличные цыганки, дочери императоров, авантюристки. Зритель, как правило, «болеет за сопрано» – они, исполнительницы, всегда на главных положительных ролях, из-за них дерутся на шпагах мужчины, у них главные вокальные номера (знаменитая ария «Каста дива» из «Нормы» Беллини – мечта любой певицы!). Какой же уверенностью надо обладать, чтобы не остаться в тени, чтобы тебя запомнили и пришли на следующий спектакль уже конкретно – «болеть за тебя», даже если ты по сюжету безжалостная отравительница.

Кармен по имени Татьяна

Долгое время лучшими меццо-сопрано считались наши великие певицы Елена ОБРАЗЦОВА и Ирина АРХИПОВА. Но, когда после долгого перерыва в глухой, по оперным меркам, пермской провинции появилось достойное продолжение линии русского меццо-сопрано в лице Татьяны КАМИНСКОЙ, об этом почему-то не осмеливаются заявлять во весь голос.

Татьяна Каминская – обычная красивая земная женщина, со своими слабостями, недостатками, неустроенностью… Но искусство, которое она дарит людям, как будто с другой планеты.

За годы в пермской опере она исполнила более тридцати оперных партий, среди которых Кармен, Любаша из «Царской невесты», Кончаковна, Ольга из «Евгения Онегина», Полина и Графиня из «Пиковой дамы», Амнерис из «Аиды» и др. Неоднократно участвовала в гастрольных поездках пермской оперы в Германию и Швейцарию.

С любимой партией Кармен Татьяна много гастролировала по городам России и принимала участие в оперных фестивалях.

В 2000 году участвовала в постановке оперы Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Дублине (Ирландия), в 2002 там же в постановке оперы Чайковского «Пиковая дама».

«Моя любимая роль – Кармен… Но после последней постановки в нашем театре моя Кармен, кажется, умерла. Я просто не вписалась в формат постановки», – считает певица.

«Художник должен быть голодным»

Моя героиня не хотела, чтобы я писала о неустроенности ее судьбы и о бытовых проблемах. Но они, к сожалению, существуют. Впрочем, талант и проблемы – вещи неразлучные. А таланту надо помогать, так как бездарность пробьется без посторонней помощи.

А вот что она рассказывает о себе сама актриса:

– Проблем много, но если о них говорить и писать, то их станет еще больше. И эти проблемы должна решать не я. Я живу в предлагаемых мне обстоятельствах. Иногда – живу, иногда – выживаю.

Моя выживаемость поистине огромна – восемь лет живу на съемных квартирах, которых уже сменила семь штук, причем две из них за время беременности. От этих воспоминаний волосы встают дыбом. У меня после рождения дочери началась совсем другая жизнь. Хотя я – мать-одиночка, как это ни смешно и ни противно звучит. Мой ребенок – ангел с другой планеты.

Возможности заработать на квартиру у нас, у актеров, нет. Артист оперного театра никогда не сможет накопить столько денег, даже если он будет «пахать» день и ночь. Мы, я имею в виду тех, кому за…, – выпавшее поколение, мы как будто выброшены из жизни: нам никогда не дадут ссуду на покупку квартиры… Ипотека нам и не снилась.

Я, видимо, настолько произвожу впечатление благополучной певицы, что мне никто не хочет помогать. Да и не надо. Мы, актеры, либо никому не нужны, либо нас очень много. Сбывается пословица: художник должен быть голодным. Сегодня спонсорство и меценатство не в моде. Можно подать рубль – маленькую такую монетку – нищему на паперти и считать себя благодетелем. А вкладывать деньги в искусство никто не хочет.

Мы – лицедеи и скоморохи, и быть нам похороненными за оградой кладбища. Во всяком случае, нам говорят: вы призваны нас развлекать.

Может, всему виной моя творческая, неугомонная натура. Я не могу не петь. Это потребность моей жизни, то же самое как дышать, видеть…Театр для меня – это все! И я ему бескорыстно служу. Я приговоренная петь. Я много раз хотела сменить профессию, но не получается.

Я «голосом чистым молитву творю»

«Я сама зарабатываю на жизнь своим голосом. А мой голос звучит всегда, в каком бы состоянии я ни была… И что за этим кроется, знаю только я.

Любовь зрителей восполняет на двести процентов все мои трудности. Я пою сердцем и душой. Я пою индивидуально для каждого человека, пришедшего на мой концерт.

Вспоминаю спектакль в Йошкар-Оле. Небольшой зал. Я – Кармен. Вышла на поклон, и тут ко мне из зала подходит пожилая женщина и вместо букета цветов подносит мне коробку из-под майонеза Rama, в которой растет небольшая герань. Представляете? Этой женщине не на что купить букет, и она из дома принесла свой цветок. И тогда я поняла, что мое искусство окрыляет человека, дает силы.

Главная же проблема оперного артиста в том, чтобы петь то, что хочется. Но все, как вы сами понимаете, упирается в деньги. О чем говорить, если на всю Россию один оперный импресарио или, как сейчас говорят, продюсер, да и тот иностранец. Для сравнения, в Германии их девяносто. У нас нет людей, которые бы к опере имели профессиональное отношение. И если решить эту проблему, то не было бы никаких вопросов по поводу наших заработков, гастролей, выступлений, записей. К слову, за наш концерт «Итак, она звалась Татьяной» мы выложили только за аренду Органного зала (вместимость 400 мест – прим. ред.) сумму гонорара, равную 20 спектаклям в оперном театре! И это только за аренду зала!

А еще реклама, афиши, билеты, запись диска… Так, что весь мой гонорар ушел на месячную оплату съемной квартиры. Как раз на это и хватило.

«Фишка», как сейчас говорит молодежь, нашего концерта не в том, что на одной сцене впервые сошлись три Татьяны (в концерте участвовали солистка пермской оперы и московского театра «Геликон-опера» Татьяна КУИНДЖИ, пианистка Татьяна УФИМСКАЯ и героиня нашего рассказа). Не в том, что исполняли они любимые произведения от классики до современности, а в том, что на концерт пришли все Татьяны города.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка