№7 (208) 28 февраля 2005 года
на главную страницу
Новости-online
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№4 (205) 8 февраля 2005 года | Культура
Ольга Дворянова

Секреты раритетов

Пермский оперный продолжает покорять столицы, и не только балетом.

Завершились гастроли Пермского театра оперы и балета на сцене Мариинского театра. И это для нашего театра стало событием, возможно, более важным, чем гастроли зарубежные: ведь быть признанными у себя на родине куда приятней и почетней. Когда Мариинка приглашает на свою сцену периферийную труппу - случай беспрецедентный. А здесь - еще и давний условный конкурент, «третья российская балетная труппа».

Пермский театр привез не только свой козырь и основной продукт экспорта - балетные постановки (три балета Баланчина и обновленный, роскошный по количеству вложенных денег «Дон Кихот»), но и оперы «Клеопатру» и «Альцину».

По уральскому фасону

Баланчинскими балетами питерскую искушенную публику сложно было удивить, тем более что в репертуаре Мариинки есть свои «Балле Империаль» и «Серенада». К тому же, Мариинский балет условно принято считать лучшим, поэтому гастроли, хочешь - не хочешь, походили на определенное соревнование.

Главная интрига была связана с показом «Балле Империаль» - лауреатом «Золотой маски». Несмотря на уверенность, подкрепленную престижной премией, этот балет оказался самым рискованным из-за случайности, которая, как известно, призвана продемонстрировать закономерность. У примы пермского балета Елены КУЛАГИНОЙ не оказалось партнера. Роман ГЕЕР не смог поехать на гастроли из-за болезни. Виталий ПОЛЕЩУК из-за двух серьезных травм ноги сейчас не танцует сложные партии, особенно те, где есть прыжки. Дружески укрепить мужские силы пермской труппы из заграничных гастролей приехал премьер Мариинки Игорь КОЛБ. Всего сутки совместных репетиций с Кулагиной и - два спектакля. Что не могло не отразиться на качестве. Игорь Колб сорвал на выступлении одну из поддержек. Впрочем, сама Елена Кулагина бесконечно благодарна питерскому артисту и считает, что «многим пермским артистам еще надо поучиться работать так, как он». Некоторые посчитали, что впервые пермская прима танцевала с по-настоящему достойным партнером, «авторитетом», который способен не теряться в тени партнерши, выполняя функцию «поддержки». Гастроли, между прочим, заставили задуматься, не пора ли пермскому балету приглашать в труппу солистов «со стороны». Как всегда был отмечен высочайший уровень, техничность женского кордебалета во всех пермских постановках.

Старинная нота

Свежо и неожиданно прозвучала и пермская опера. На прошлогоднем выступлении в Москве, помнится, слышались критические замечания в адрес пермской оперы, что петь там некому, и, кроме Татьяны КУИНДЖИ (которая работает на два театра: московский и пермский), солисты не поют, а хрипят. В этот раз главной героиней стала Татьяна ПОЛУЭКТОВА, которая по сути держала марку пермской оперы. И, оказалось, не напрасно Георгий ИСААКЯН во многом делает ставку на нее. Ее трагическая, грациозно-надломленная и одновременно шикарная Клеопатра покорила многих. Но все по порядку.

Во-первых, питерскую театральную общественность приятно удивили наименования: обе оперы - мировые премьеры. Во-вторых, необычная, сложная режиссура Исаакяна. А тут еще и красивый голос.

Петербургский композитор Леонид ДЕСЯТНИКОВ, широко известный по саундтрекам к русским кинофильмам («Мания Жизели», «Дневник его жены», «Кавказский пленник», «Подмосковные вечера» и другие) и написавший оперу на либретто Владимира СОРОКИНА «Дети Розенталя», премьера которой весной состоится в Большом театре (ставит ее, кстати, Эймунтас НЯКРОШЮС), намеревается написать специально для Татьяны Полуэктовой оперу. Композитор был настолько очарован драматическим темпераментом и красотой драм-сопрано певицы, что после «Клеопатры» пошел специально послушать Полуэктову в «Альцине». Кстати, этот спектакль принимали лучше всех остальных.

Таким образом, «маленький творческий подвиг» пермской труппы был оценен по достоинству: не имея больших творческих сил, поскольку в городе, как известно, нет консерватории, театр освоил сложную старинную оперу.

Исполнение дипмиссии

Гастроли показали состояние и статус пермского театра. По словам театрального критика, члена жюри Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Ларисы БАРЫКИНОЙ, была представлена качественная, конкурентоспособная продукция, притом, что на ее производство затрачиваются куда меньшие средства, чем на аналогичный столичный оперно-балетный продукт.

Как говорит Георгий Исаакян, была поддержана репутация театра: «Если бы мы выступили неудачно, то никто не поставил бы, конечно, крест на труппе. Но мы представляли регион, и нам было важно, чтобы гастроли прошли успешно». Один из обозревателей Санкт-Петербурга написал, что пермская труппа «надеется подтвердить свою репутацию столичного театра нестоличного города».

По словам Ларисы Барыкиной, «пермский театр экзамен выдержал». Пермь в очередной раз подтвердила, что обладает одной из лучших в стране балетных трупп, и продемонстрировала, что это город, где происходят очень интересные эксперименты в опере.

Сейчас Пермь ждет от Мариинского театра ответного визита. Уже решено, что знаменитая питерская труппа будет участвовать в открытии и закрытии фестиваля «Дягилевские сезоны», который пройдет в Перми весной. Ведутся переговоры также о том, чтобы сюда приехал маэстро Валерий ГЕРГИЕВ со своим оркестром. Это произойдет, если во время Дягилевского фестиваля в плотном графике оркестра будет «окно» между непрерывными выступлениями в Лондоне, Вашингтоне, Петербурге, Сиднее…

Ответный визит будет иметь и еще одну дипломатическую миссию. В 2005-м, в год 60-летия победы, совсем не лишним будет дополнительный раз вспомнить о преемственности двух театров, чему в громадной степени в свое время послужила эвакуация Кировского театра в Пермь.

А наш театр на этой неделе снова уезжает покорять очередную столичную сцену. Он выступит на Новой сцене Большого театра, снова с баланчинскими балетами.
Первая полоса
Портрет Победителя
Диагноз
Территории
Деньги
Пермские соседи
Законотворчество
Опрос
Обзор рынка
Кадры
Народ
Здоровье
Фондовый рынок
Офис
Партстроительство
Культура
Спорт
Политкомиксы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100