№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Обзор рынка
Владимир Соромотин

Рыночный коллективизм

В наступившем году федеральная власть намерена дать очередной бой монополистам. В случае успеха, их станет больше.

Ожидается, что новый закон «О защите конкуренции» и поправки в соответствующие кодексы будут приняты не позже декабря 2005 г. Враг номер один - и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) этого не скрывает - нефтяные предприятия. Практика показала, что у ФАС нет возможности бороться с монопольными сговорами в суде. Дела о необоснованном повышении цен на бензин тянутся в нескольких регионах без надежды на успех. Приходится менять законодательство.

С кем поведешься…

Проект документа уже успели окрестить революционным. В первую очередь из-за того, что он по-новому трактует понятие доминирующих компаний. Таковыми могут быть признаны сразу три субъекта, если они контролируют 50 процентов рынка. Или пять - если их доля составляет 70 процентов. Пока монополистом считается одна компания, чья доля на рынке превышает 65 процентов. Как показало обсуждение проекта в Торгово-промышленной палате, бизнес-сообщество опасается последствий принятия нового закона. А именно того, что в числе олигополий, коллективных монополистов, могут оказаться тысячи субъектов хозяйственной деятельности. Им запретят устанавливать слишком высокие или низкие цены, создавать искусственный дефицит. Согласно законопроекту, одинаковая ценовая политика компаний уже является основанием для принятия решения о картельном сговоре. Это главное новшество.

В ожидании революции

Пока же в Пермской области более ста доминирующих хозсубъектов (см. таблицу) и 16 монополий российского уровня.

Реестр предприятий с долей рынка более 35% остается практически неизменен на протяжении нескольких лет.

Крупнейшие монополии - из так называемых «естественных». Это, в первую очередь, топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь и жилищно-коммунальные услуги.

О степени концентрации того или иного рынка можно судить, в том числе, и по количеству жалоб на действия доминирующих субъектов.

Первое место в нашем регионе уверенно держит тепло- и электроэнергетика. 56 из 100 заявлений в 2004 году - жалобы на энергоснабжающие организации. Монополистов обвиняли в нарушениях ценообразования, необоснованном отказе от заключения договора или навязывании потребителям невыгодных условий. Проверки подтвердили 19 фактов злоупотребления доминирующим положением. Главным участником этого рынка является ОАО «Пермэнерго» (реализация электроэнергии). Главными нарушителями, как ни странно, - мелкие котельные и предприятия, для которых продажа энергии не является основной статьей дохода.

На втором месте - транспортная сфера. Главные участники этого рынка - Пермское отделение Свердловской железной дороги и Пермское государственное авиапредприятие. А также муниципальный «Горэлектротранспорт».

Жилищно-коммунальное хозяйство по числу жалоб занимает почетное третье место. Считается, что в отраслях, не привязанных к инженерным сетям, таких как техобслуживание, содержание территории или вывоз отходов, возможна конкуренция. Так что в этой сфере можно выделить, пожалуй, одного лидера - арендатора пермского водоканала ООО «Новогор-Прикамье». Самый распространенный тип нарушений в ЖКХ - навязывание потребителю невыгодных условий договора.

Рынок пищевых продуктов - один из самых развитых и конкурентных. В отличие от других регионов, в Прикамском реестре не значатся производители алкоголя, куриного яйца или майонеза. В список монополистов попали, главным образом, производители муки и хлеба. Порой они ведут себя, как нефтяники. Так, пермское унитарное муниципальное предприятие «Хлебокомбинат № 1» и ОАО «Хлебокомбинат № 2» были уличены в согласованном повышении цен. Как говорится в отчете Прикамского управления ФАС, сговор был необходим обоим для сохранения доли рынка.

Как правило, официальные данные - только верхушка айсберга. В реестре монополистов, главным образом, крупные предприятия, которые занимают лидирующее положение. Здесь не найдешь, к примеру, таких строк: «ОВД № 2 при УВД г. Волжского - услуги по централизованной охране квартир в границах с 42 квартала по 37 микрорайон г. Волжский» (цитата из реестра Волгоградской обл.). Можно не задумываясь назвать с десяток услуг, которые в Перми оказывают 1-2 организации. От утилизации ртути до сертификации систем пожарной безопасности. Некоторые рынки просто не изучались по причине отсутствия жалоб со стороны конкурентов и потребителей.

Алла СЕЛИВАНОВА, заместитель начальника Прикамского территориального управления Федеральной антимонопольной службы:

- Исследования проводятся либо по заявлениям, либо по плану. Из плановых, по заданию ФАС, на этот год намечены, в частности, проверки в сфере естественных монополий: авиаперевозок, железнодорожного транспорта. Продолжится мониторинг рынка нефтепродуктов. Хотя для того, чтоб быть уличенным в «злоупотреблении доминирующим положением», не обязательно состоять в реестре. Так, НПО «Искра» в прошедшем году было признано монополистом в отношении лишь одного предприятия - МПУП «Дом быта «Топаз». Завод является единственным возможным поставщиком тепловой энергии по адресу ул. Веденеева, 29, и ему запретили навязывать соседям невыгодный договор.

Денежные мешки

Особняком стоит финансовый рынок. Пока он живет по своему закону, который так и называется «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». За последний год здесь отметились 4 организации. ФАС установила доминирующее положение Западно-Уральского банка Сбербанка России на рынке услуг ипотечного кредитования (последнему традиционно принадлежит и более 90% рынка депозитов), ОАО «Урал-АИЛ» - на рынке личного добровольного страхования и страхования жизни, МСК «Медпрана-Люкс» и ЗАО МСФ «Адонис-Плюс» - на рынке обязательного медицинского страхования. Хотя последние среди монополистов удержались недолго в связи с массовым переводом неработающего населения Перми в компанию «Макс-М».

Юрий ЦЕЙТЛИН, заместитель директора МСФ «Адонис-Плюс»:

- Можно сказать, что наша компания пострадала больше других. Из семи районов города четыре «принадлежали» «Адонис-плюс». Так что мы потеряли около 300 тысяч клиентов. Но это вопрос скорее не экономический, а политический. И, как мне кажется, предопределенный.

Относительно молодой рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств уже в первые месяцы показал устойчивую тенденцию к монополизации. Она сохраняется и по сей день. Из полутора сотен страховых организаций в России четыре занимают больше половины рынка. Наибольшую выгоду от принятия закона об ОСАГО получил «Росгосстрах». Доля автогражданки в общем объеме страховой премии составляет сегодня около 49%. Компании этой страховой группы занимают доминирующее положение в 65 субъектах Федерации. В Прикамье ООО «Росгосстрах-Поволжье» принадлежит 48 процентов рынка.

Эксперты также соглашаются с тем, что проблема монополизации российского рынка ОСАГО несколько преувеличена. Его высокая концентрация в руках нескольких компаний - это следствие того, что люди подсознательно тянутся к проверенным брэндам. Поэтому и снижение конкуренции на рынке ОСАГО - это объективный факт. Таковым его делают и действия чиновников.

Неконкурсное управление

Монополистами, хоть и не состоящими в реестре, являются и органы власти. Как показали проверки Прикамского управления ФАС, наиболее частые нарушения антимонопольного законодательства - необоснованное предоставление льгот и преимуществ и препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам. Количество жалоб на неправомерные действия администраций растет с каждым годом. В первую очередь на то, как чиновники распоряжаются бюджетными средствами. В 2004 году было зарегистрировано 70 обращений. 30 из них подтвердились.

На то, что администрации и федеральные ведомства заключают договоры с компаниями группы «Росгосстрах» без проведения конкурса, обращают внимание во многих регионах. Сама страховая фирма не отрицает таких фактов. «Оставим это на их совести». «В нашей компании есть другие примеры» - так прокомментировал заявление ФАС о согласованных действиях группы с органами исполнительной власти глава департамента по связям с общественностью Игорь ИГНАТЬЕВ. Вопрос, почему МВД пожелало застраховать свой транспорт именно в этой фирме, сейчас разбирается на федеральном уровне. Случай с чиновниками из Пермской области скорее курьезен.

Цитата из годового отчета Прикамского УФАС: На заседании Комиссии представитель ООО «Росгосстрах-Поволжье» пояснила следующее. Договоры ОСАГО с Администрацией Красновишерского района заключались в страховом отделе филиала в г. Красновишерск, руководители и сотрудники которого не располагали сведениями о необходимости проведения конкурса среди страховщиков для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Очевидно, не знали об этом и чиновники. Или не хотели знать, поскольку от исполнения федерального закона красновишерскую администрацию освободило… местное Земское собрание. В 2003 году оно разрешило тратить бюджетные средства в размере до 2 тысяч МРОТ без каких бы то ни было конкурсов.

Подобных примеров несколько. И не всегда нарушители соглашаются с предписанием антимонопольного ведомства. Результаты уже упоминавшегося конкурса на осуществление обязательного медицинского страхования неработающего населения Перми оспариваются в суде. Дело в отношении управления здравоохранения администрации Пермской области ФАС возбудила в октябре 2004 года. Причиной стали условия конкурса, после объявления которых местные страховые компании стали обращаться с жалобами на завышенные требования. После анализа документации ФАС предписала изменить условия в соответствии с законодательством. Однако администрация подала обжалование в арбитражный суд Пермской области, а конкурс провела по своим условиям. В ответ антимонопольная служба направила иск о признании его недействительным и аннулировании заключенного договора. Рассмотрение дела тянется до сих пор.

А пока слушание дела в очередной раз откладывается, жаловаться на действия властей начинают уже и жители.

Из переписки на официальном сайте главы Перми kamenev.perm.ru:

«Уважаемый Аркадий Леонидович! Обращаются к Вам пенсионеры и ветераны Индустриального района: Из газет узнали, что в городе проведен конкурс на право страхования всего неработающего населения по обязательному медицинскому страхованию, в результате которого победила компания «Макс-М». Думаем, что замена нашей компании «Адонис-Плюс», которая заботится как о нас, рядовых гражданах, так и о медицинских учреждениях, на московскую «Макс-М» ничего хорошего не даст, но связанная с этим замена более 600 000 (!) страховых полисов на точно такие же, только с другим названием компании, приведет к новому для нас - пенсионеров, инвалидов, подростков, матерей с детьми - неоправданному испытанию - стоянию в бесконечных очередях».

Очевидно, на таких «спорщиков» и рассчитан проект закона «О защите конкуренции». Документ отличается более радикальными репрессивными мерами, чем предшествующие. Неудивительно, ведь на сей раз готовила его Федеральная антимонопольная служба. Вырастут штрафы. Их предполагается исчислять не в минимальных окладах, а в зависимости от оборота компании: от 2 до 4 процентов. Чиновников-нарушителей будут дисквалифицировать на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Светлана ЛЕВЧЕНКО, начальник Прикамского территориального управления Федеральной антимонопольной службы:

- Чем грозит нарушителям проект нового закона, может показать простой пример. В 2004 году признано 5 фактов нарушения ст. 10 «Недобросовестная конкуренция». В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях ответственность за данное нарушение вообще не предусмотрена. В перечне поправок ФАС - штрафы для юридических лиц в размере от 1000 до 5000 МРОТ. Согласно проекту, сумма штрафов только по этой одной статье составила бы 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, сумма всех штрафов, наложенных в 2004 году, - 682 тысячи рублей.

В новом законопроекте предлагается расширить перечень нарушений антимонопольного законодательства, подлежащих административному наказанию, с 2 до 5. Это:

- невыполнение в срок законного предписания антимонопольного органа;

- непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в антимонопольный орган;

- злоупотребление доминирующим положением на рынке;

- участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях или согласованных действиях;

- недобросовестная конкуренция.

Да, это ужесточение ответственности, но что в этом плохого? К сожалению, количество нарушений растет. В этих условиях очень своевременно усиление административной ответственности. Но не могу согласиться с предположениями, что ФАС будет использоваться в качестве средства так называемого «укрепления вертикали власти» и давления на «неугодные» хозсубъекты. Система антимонопольных органов всегда отличалась независимостью. Практика подтверждает, что антимонопольщики не «грешат» избирательным правоприменением.

Как показало недавнее обсуждение проекта в Торгово-промышленной палате, сейчас наиболее крупные российские монополисты будут прилагать усилия к внесению существенных поправок в законопроект с тем, чтобы защитить свои интересы. Собственные желания государство демонстрирует вполне ясно: «Монополии - не те структуры, которые нуждаются в защите; наоборот, защищаться нужно от них», - это слова главы антимонопольной службы Игоря АРТЕМЬЕВА. Фас!

Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на региональном рынке определенного товара долю более 35%
Просмотров: 68
Первая полоса
Портрет Победителя
Диагноз
Территории
Деньги
Пермские соседи
Законотворчество
Опрос
Обзор рынка
Кадры
Народ
Здоровье
Фондовый рынок
Офис
Партстроительство
Культура
Спорт
Политкомиксы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100