№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Портрет Победителя
Игорь Антонов

Трудовой подвиг моторостроителей

Музей ОАО «Пермские моторы» хранит живые доказательства неоценимого вклада пермяков в Победу.

Утро 22 июня 1941-го было солнечным и теплым. В заводском парке культуры играл духовой оркестр, бегали дети. Трудно было представить, что пройдет всего несколько часов - и другими станут лица людей. В 2 часа дня о нападении фашистской Германии на СССР знал весь город. На сцене зеленого театра состоялся первый митинг. В понедельник своим приказом директор завода им. Сталина Герман КОЖЕВНИКОВ отменил выходные и отпуска - завод на четыре года войны перешел на круглосуточную работу.

С июля количество работающих на заводе начало стремительно расти. Это прибыли эвакуированные вместе с предприятиями специалисты. К осени количество цехов увеличилось на треть.

Неожиданно появилась проблема - сбыт нового мотора М-82. На территории скопилось несколько десятков изделий, готовых к отправке на самолетный завод. Но в Горьком, в ОКБ Лавочкина, самолет ЛаГГ-3 не показал расчетной скорости, и его массовый выпуск был под вопросом.

Выяснить причину недостатка мощности двигателя в Горький уехали опытные специалисты Валединский, Эвич, Вертошко. КБ Лавочкина готовилось к эвакуации. Шла погрузка оборудования, и у главного конструктора уже не было кабинета. Пермяков он встретил прямо в сборочном цехе, подвел к единственному оставшемуся в собранном виде самолету.

Причину двигателисты увидели сразу: необходимый для охлаждения напор воздуха был явно недостаточным. Прежде чем попасть к мотору, он проделывал длинный и извилистый путь от воздухозаборников, расположенных в крыльях. Проблему решили, расположив воздухозаборник под фюзеляжем. Ночь для увлеченных переделкой людей пролетела незаметно. Утром следующего дня летчик-испытатель не мог узнать машину. Самолет показал скорость, которой в то время не было ни у одного самолета противника.

Государственная комиссия быстро провела официальные испытания, и уже под Сталинградом две первые эскадрильи истребителей Ла-5 завоевали признание летчиков и заставили считаться с собой фашистских асов. Судьба четырнадцатицилиндровой «звезды» окончательно решилась, когда успех Ла-5 закрепили Ла-7, Ту-2, Пе-8, Су-2.

В мае 1942 г. директором завода был назначен Анатолий СОЛДАТОВ. Он начал с наведения дисциплины, перестройки производства по агрегатному принципу и перевода изделий на поток. В цехах стало правилом - уходить домой только тогда, когда будет выполнено фронтовое задание. Среднее выполнение норм составляло 144%. В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища.

В декабре 1941 года бригада Геннадия СЕМЕНОВА первой на заводе получила звание фронтовой. С каждым месяцем их становилось больше. За трудовым соперничеством «фронтовиков» - бригад Азаренковой, Мусихина, Серебрянского, Чащихина, Лабутина и других - не только следил весь завод, «фронтовики» появились в каждом цехе.

В этот период особое внимание стало уделяться и снижению брака, убытки от которого только за 1943 год исчислялись недовыпуском пятисот авиадвигателей в год. Падение качества объяснялось изменением состава коллектива. Более трех тысяч квалифицированных рабочих ушли на фронт. На их место вставали подростки 11-15 лет, для обучения которых требовались время и большие усилия.

Дети ни в чем не уступали взрослым. Например, в 42-м цехе особенно отличилась бригада, в которой работали 14-летние ребята. За 6 часов они выполняли по 200% нормы. В истории этого цеха был рекордный для завода случай, когда 15-летняя девочка сделала 963 детали за смену! Особенно стремительно помолодели цехи во второй половине войны. Во многих из них до половины списочного состава работающих были подростки до шестнадцати лет. А в цехе М.И. Субботина они составляли 85%! И цех ни разу не подвел сборку!

…Напряжение возрастало с каждым днем. Люди работали по 24-36 часов, спали возле станков. Даже во вновь построенных цехах, где не было крыш и бытовок, при невыносимом холоде, согревая руки у печек и костров, люди находили в себе силы выполнять все увеличивающиеся задания. Директор завода, общественные организации всемерно поддерживали инициативу людей. Развернулось соревнование, в результате которого появились «почетные мастера», «почетные технологи», «почетные конструкторы».

Несмотря на все усилия облегчить условия труда, улучшить питание (к заводу присоединили три подсобных хозяйства), усталость и недоедание истощали людей. Особенно тяжелым стал 1943 год. Все больше становилось больных дистрофией. Необходимо было спасать людей, и заводской стационар был расширен до пятидесяти коек, было введено дополнительное питание и выходной день (с 1944 г.).

Но, несмотря на тяжелейшие условия жизни, эмоциональный подъем людей был удивительно высок. Завод участвовал во всесоюзном соревновании за Знамя Государственного комитета обороны (ГКО) и с июля 1942 г. по май 1945 г. 19 раз становился победителем среди предприятий отрасли. Знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение.

К концу 1942 года конструкторы завершили работу по модификациям М-82Ф, М-82ФН. И здесь чувствовалось воодушевление. Группа ведущих инженеров-конструкторов во главе с П. А. Соловьевым и В. А. Воробьевым досрочно выдавала необходимые серийному производству чертежи. Собраны и испытаны новые изделия, определившие уровень пермского моторостроения в последние месяцы Великой Отечественной. 14 специалистов конструкторского бюро и опытного производства были занесены за свой самоотверженный труд в Книгу почета завода. Аркадию Дмитриевичу ШВЕЦОВУ «За выдающиеся достижения в области моторостроения, поднимающие оборонную мощь Советского Союза...» и за создание 2-рядной звезды АШ-82 было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (первой в Пермской области).

8 марта 1944 года двигателям КБ была изменена маркировка. Навсегда в историю авиации они вошли под инициалами конструктора - АШ. Не многие авиаконструкторы удостаивались такой чести.

За годы войны завод увеличился, вырос коллектив, повзрослели, став мастерами своего дела, вчерашние фэзэушники. Выросла блестящая плеяда инженеров, конструкторов, руководителей: Нитченко, Эвич, Соловьев, Манюров, Соснин, Крылов, Субботин, Изгагин. Около пятисот моторостроителей были отмечены высокими наградами Родины - орденами и медалями. Они составляли золотой фонд завода.

Бесценные реликвии эпохи - Знамя ГКО, орден Боевого Красного Знамени, орден Ленина - всегда будут напоминать новым поколениям моторостроителей о трудовом подвиге отцов и дедов.
Просмотров: 67
Первая полоса
Портрет Победителя
Диагноз
Территории
Деньги
Пермские соседи
Законотворчество
Опрос
Обзор рынка
Кадры
Народ
Здоровье
Фондовый рынок
Офис
Партстроительство
Культура
Спорт
Политкомиксы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100