№1 (654) 11 января 2014 года (PDF)

Прошу не беспокоить!

№1 (654) 11 января 2014 года
Слово «спам» (spam) появилось в 1936 году и использовалось применительно к консервам (spiced ham, острая ветчина). Со временем оно приобрело значение чего-то бесполезного, ненужного. И правда, кому нужна законсервированная реклама? Слово «спам» (spam) появилось в 1936 году и использовалось применительно к консервам (spiced ham, острая ветчина). Со временем оно приобрело значение чего-то бесполезного, ненужного. И правда, кому нужна законсервированная реклама?

Неисчерпаемый источник знаний об окружающем мире – мобильный телефон, набитый SMSками, как спелый стручок горохом.

 

Этот словесный мусор от нестерпимо желающих что-то продать или просто красиво обмануть вас не только составляет около 10% всего трафика коротких сообщений, но и быстро увеличивается. По сообщениям российских сотовых операторов, только в октябре его поток вырос на 60%.

 

В поисках причин бедствия и управы на этот противоправный и безумно назойливый бизнес мы решили отправиться по самим рекламодателям.

 

Первым стал алкогольный магазин Duty Free. Вышедшая к нам сотрудница магазина Елена была уверена, что они ведут рассылки по базе данных своих клиентов, однако поискать для подтверждения заполненные анкеты клиентов отказалась. Взамен предложила удалить номер из рассылки и даже, пытаясь создать видимость участия в проблеме, пообещала предоставить данные компании-распространителя рекламы...

 

Ушли на базу

 

Как оказалось, предложение удалить номер из рассылки – традиционно для всех спамеров. Удаляется ли при этом номер, или это лишь способ успокоить жертву спама – неизвестно. Судя по всему, смысла в этом мало: SMSок меньше не становится, а базы с номерами телефонов продаются и перепродаются на каждом углу. Единственное, на что категорически не идут все замеченные в распространении спама организации, так это в предоставлении данных о тех, кто непосредственно занимается рассылками. Та же Елена выполнить данное обещание так и не смогла: спустя пару недель она созналась, что даже и не пыталась найти их контакты. Однако поделилась «секретом», что очень часто базы данных продаются по QIWI.

 

Лично страдают от sms-рекламы сотрудники магазина «Ramses», однако сам магазин (а точнее, фирма, которой он принадлежит) тоже увлекается рассылкой спам-рекламы. Там нам тоже не смогли назвать распространителя рекламы, но подсказали телефон сотрудника, «который непосредственно занимается заказом рассылок», и традиционно предложили «удалить» номер, чтобы «больше не беспокоили».

 

«А я тут ни при чем!»

 

Еще один представитель компании-спамера, директор регионального подразделения некоей финансовой CGF Денис ОГОРОДНИКОВ в разговоре с нами прямо-таки сочился ощущением безнаказанности. Отвечая на вопрос, с какого перепуга его контора занимается незаконной рассылкой, он технично перевел все стрелки на других:

 

– Мы ничего не рассылаем, рассылкой занимается платежная система QIWI. Либо второй вариант – база компании «Налетай». Откуда у них ваш телефон, я ума не могу приложить... Дальше что? Вы юридически не подкованы в данном вопросе. По вашему желанию мы им можем передать, чтобы вас удалили из списка рассылки...

 

Затем он пустился в философствования о том, что sms-спам – это часть современного мира, и что не стоит так волноваться о нем... Но наотрез отказался предоставить контакты тех, кто в его фирме ведает рассылкой спама.

 

Помимо пафосных слов о современном мире, нас порадовал и его прямо-таки тинейджерский максимализм, скрытый в словах о законности подобного рода рекламы.

 

Увы, к великой печали г-на Огородникова, закон предполагает ответственность не только распространителя рекламы, но и самого рекламодателя, например в ст. 14.3 Кодекса об административных нарушениях, предусматривающей для нарушителей законодательства о рекламе штрафы до 500 тыс. руб. Само распространение рекламы в коротких сообщениях, согласно ст. 18 Закона «О рекламе», незаконно без предварительного согласия абонента. Так что Денис Олегович делают хорошую мину при плохой игре, заказывая у рассыльщиков спама заведомо незаконную услугу.

 

Достали и Госдуму

 

Единственно, в чем он был прав, так это в том, что значительная часть пострадавших от sms-рассылок сама создает себе проблемы, оставляя номера в магазинах в целях «информирования клиентов». Остаются номера и в базах служб такси. Как показывает практика, эти собранные базы номеров легко кочуют по городу от одного владельца к другому. Другая часть номеров собирается в Интернете, где беспечные пользователи оставляют их в открытом доступе. И уже упомянутая г-ном Огородниковым платежная система QIWI, действительно, в своей публичной оферте оговаривает свое право, и более того, гордится рассылкой спама и предлагает на своем сайте заказать рассылку рекламы.

 

Как же справиться со спамом? Увы, как ни печально признавать, на сегодня нет какого-то одного, универсального и действенного способа. Проще всего никогда и нигде не указывать свой номер телефона, особенно не пользоваться скомпрометировавшими себя сервисами. Еще можно активно сопротивляться спаму. Пока государство не научилось защищать граждан, им приходится действовать самим. Некоторые уже предлагают заказывать машины в отдаленные районы у «наиболее спамящих» служб такси, кто-то запускает специальные программы, блокирующие телефон компании-спамера беспрестанными звонками, кто-то выкладывает его на сайты с предложением интимных услуг...

 

Проблема с рассылками становится настолько очевидной, что операторы сотовой связи, сами не чуждые sms-рекламы, один за другим начали вводить короткие номера, на которые можно бесплатно переслать рекламную SMSку для блокирования рассылки.

 

Зашевелилась даже неповоротливая государственная машина: в Федеральном Собрании готовят поправки в закон «О связи», конкретизирующие само понятие «спам» и запрещающие массовые sms-рассылки неопределенной аудитории. Согласно поправкам, заказчик рассылки должен будет доказать согласие абонента получать рекламу.

 

Улита едет, когда-то будет: государство куда охотнее добивается внесудебного блокирования разных будто бы экстремистских сайтов, при этом сайты спамеров чувствуют себя просто отлично и плодятся с каждым днем.

 

Спамеров на мороз!

 

Единственным более-менее эффективно влияющим на спам-активность государственным органом остается Федеральная антимонопольная служба, в полномочия которой входит поиск и наказание недобросовестных рекламщиков. Правда, практика такая страдает от значительной доли бюрократизма: для начала разбирательств нужно отправить туда заявление, фотокопию или скриншот сообщения с рекламой, детализацию по абонентскому номеру за период получения спама и даже «копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу... и факт того, что после обращения распространение рекламы не прекратилось».

 

Впрочем, некоторый эффект от этого есть: перед Новым годом Пермское УФАС России сообщило о возбуждении дел в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Вымпелком» и ОАО «СМАРТС». Операторы связи подозреваются в массовой рассылке незаконной sms-рекламы. А другое пермское предприятие – ООО «Билдинг» – уже нарвалось на административный штраф за распространение рекламы в sms (вместе со своими «коллегами» ООО «Регион Маркет» и ООО «Металлстрой-сервис»).

 

Возможно, имеет смысл развивать и еще один способ противостоять sms-спаму – перестать пользоваться услугами фирм-спамеров. В нормальном обществе такой бизнес должен быть вне закона – не нужно кормить хамов! Может, тогда все эти алкогольные магазины, меховые салоны, финансовые группы и прочие такси начнут искать своих клиентов более цивилизованным способом, и посредники-спамеры отомрут сам собой. Очень хочется на это надеяться.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 17.01.14 - Обзор еженедельника «Пермский обозреватель» № 3 (655) от 18 января 2014
  • 17.01.14 - ДТП на Чусовском мосту вызвало серьезные пробки
  • 17.01.14 - В Перми слепым пешеходам будут помогать с помощью системы навигации
  • 17.01.14 - 21 января в Перми откроется этап конкурса «Учитель года»
  • 17.01.14 - Анатолий Дашкевич: «Убирать снег и осуществлять подсыпку надо вовремя»
  • 17.01.14 - На Чусовском мосту автобус столкнулся с тремя «легковушками»
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"