№27 (427) 18 июля 2009 года

Стандарт как дышло...

№27 (427) 18 июля 2009 года
Конкурс для автоперевозчиков почему-то их не пугает.

Департамент дорог и транспорта администрации Перми с задержкой на три месяца наконец-то объявил о начале давно лелеемой процедуры распределения автобусных маршрутов по конкурсу (первый конкурс предполагалось провести еще в апреле). По словам мэра города Игоря ШУБИНА, еще ни один проект в Перми не обсуждался столь открыто и скрупулезно (еще бы, после «автобусной-то войны»!). Однако длительный период согласований не сделал конкурсную документацию действительно направленной на защиту интересов исключительно пассажиров. Во всяком случае, у пермских правозащитников в этом есть большие сомнения.

Общественный транспорт – это миссия!

К руководителям органов местного самоуправления Перми в связи с реформированием работы общественного транспорта обратились председатель Пермской гражданской палаты Игорь АВЕРКИЕВ, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований Светлана МАКОВЕЦКАЯ и председатель Пермского городского общества защиты прав потребителей Петр БОНДАРЧУК. Они обеспокоены тем, что «минимальный стандарт» работы частного перевозчика, закрепленный в документации, станет основным. Главным предметом спора с департаментом дорог и транспорта стал 1 час ожидания, который допускается по новым стандартам. Правозащитники опасаются, что в нерентабельное для перевозчиков межпиковое время и в вечерние часы на многих маршрутах интервал движения будет выдерживаться именно на предельно допустимом уровне.

То есть, например, на остановках «Авиагородок» и «Роща» в межпиковое время опоздавшие пассажиры на вполне законных основаниях вынуждены будут торчать на остановке по 60 минут. Конечно, такое сокращение затрат позволит свести к минимуму не только убытки перевозчиков, но и размер субсидий, выделяемых из городского бюджета на дотацию нерентабельных городских маршрутов. Однако, по мнению правозащитников, подобная «рентабельность» подрывает как социальное значение общественного транспорта, так и социальную миссию местного самоуправления.

Отвечая на этот упрек, начальник департамента дорог и транспорта Алексей КОВЫЕВ на пресс-конференции заявил, что правозащитники сгущают краски, живописуя дело так, словно по часу придется ждать автобусы чуть ли не на каждом маршруте. На самом деле минимальный стандарт будет применен только на единичных маршрутах (естественно, убыточных). При этом перевозчиков обяжут вывесить на остановках график движения, чтобы люди не ждали понапрасну. В промежутках будут ездить маршрутки. В общем, все прекрасно.

Для подтверждения атмосферы единодушия и взаимопонимания, сопутствующей разработке сверхпрозрачных условий конкурсной документации, Ковыеву была придана группа поддержки. В нее вошли руководитель УФАС по Пермскому краю Дмитрий МАХОНИН и исполнительный директор ПОО «Общество развития предпринимательских инициатив» Денис ГАЛИЦКИЙ. Они подтвердили, что условия конкурса неоднократно обсуждались с УФАС и правозащитниками, все правки внесены. Словом, качество пассажирских перевозок в Перми благодаря конкурсу будет находиться под эффективным управлением. Прежде всего, потому что впервые будут за-креплены стандарты, при нарушении которых мэрия вправе расторгнуть договор с перевозчиком. Из новаций также стоит упомянуть увеличение срока договора до пяти лет – раньше договор за-ключался только на год. В перечень включено и условие об обновлении транспорта – не секрет, что перевозчики используют в основном западные «бэушные» автобусы. А также четкое закрепление времени начала и окончания работы на маршруте, интервалы движения и прочее.

Но одно предложение правозащитников все же осталось «за кадром».

«А чего обсуждать-то?»

В уже упоминавшемся обращении составители выдвинули идею закрепить «социальный стандарт качества оказания услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории города Перми» отдельным нормативно-правовым документом, в том числе – максимальный интервал движения в 20-25 минут. Закрепленный на достаточно высоком уровне стандарт уже не давал бы при заключении договора с каждым отдельным перевозчиком возможности «люфта» для опять-таки конкретного чиновника. Принятые же условия, при всей их прозрачности, можно варьировать весьма широко, что, по мнению подписавшихся, открывает возможность коррупции.

В департаменте дорог и транспорта ответили в том смысле, что все заявленные правозащитниками параметры «социального стандарта» сразу были заложены в принципы проведения конкурса. А сами параметры выверены в соответствии с российскими и международными нормами перевозки пассажиров, ГОСТами и СНИПами. То есть даже самый минимальный стандарт норм не нарушает. Сами правозащитники, честно говоря, мало чего в этих нормах понимают; все их учтенные предложения сводятся к «низкому полу» для удобства инвалидов. Впрочем, пресловутый «час ожидания» пока тоже не закреплен, переговоры продолжаются.

А что касается перевозчиков… По словам сотрудника правозащитного центра Сергея ТРУТНЕВА, (не имеющего никакого отношения к министру природных ресурсов РФ, зато имеющего отношение к автоперевозчикам), одним из которых он был, если что его бывших коллег в условиях конкурса и волновало, так это снятие вопроса о возрасте транспорта. Понятно, тратиться на новую технику никому не хочется. Что же касается конкурса, который будет вот-вот объявлен, то автоперевозчики между собой его практически не обсуждают. А на вопросы лишь пожимают плечами: «Чего его обсуждать-то… Итоги известны».

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка