№11 (663) 15 марта 2014 года (PDF)

«Соликамка» уходит в Индию

№11 (663) 15 марта 2014 года
Городская газета не закроется, уверен главный технолог ОАО «Соликамскбумпром» Алексей Тессман Городская газета не закроется, уверен главный технолог ОАО «Соликамскбумпром» Алексей Тессман

Соликамские бумажники давно прогнозировали сокращение рынка газетной печати, что позволило им подготовиться к жесткой конкуренции и выйти на новые рынки.

 

А вот финский бумпром конкуренции на рынке газетной бумаги не выдержал, – сообщил собравшимся в пермском политехе участникам отраслевой конференции бумажников главный технолог «Соликамскбумпрома» Алексей ТЕССМАН. Финские предприятия закрылись в кризис 2008-2009 годов, а оборудование распродано.

 

Огромное влияние на сокращение рынка оказало развитие электронных СМИ, снижение общего интереса к чтению, падение тиражей традиционных газет. В 2013 году Фонд развития гражданского общества (ФРГО) представил доклад «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы». Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным с перспективой почти полного исчезновения данного сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом, – приводит доклад Гильдия издателей периодической печати. Продолжится падение совокупных тиражей и уменьшение аудитории печатных изданий. Одновременно будут снижаться рекламные доходы и доля прессы в общем объеме рекламных бюджетов.

 

В России, по данным «АВС-Бюро тиражного аудита», совокупный тираж общенациональных еженедельных газет в 2012 году снизился в среднем на 7,5%, а в сегменте ежедневных – на 14%. Общероссийские еженедельники «АиФ» и «Комсомолка» потеряли по 2,5% своей аудитории. Теряют печатные СМИ и рекламные доходы: доля печатных СМИ на рекламном рынке России за последние 12 лет снизилась в 3,5 раза – с 48 до 13,83%.

 

Из-за падения тиражей снижается мировой объем производства и потребления газетной бумаги. С 2000 по 2012 год объемы производства упали на 24% и, по оценкам экспертов, будут снижаться на 2-3% в год. Сейчас в мире производят 30 млн тонн газетной бумаги, в России – 1 млн 815 тыс. тонн (снижение производства с 2008 года на 8%), потребляют 600 тыс. тонн (снижение на 27%).

 

Несмотря на это, главный технолог «Соликамскбумпрома» Алексей Тессман весьма оптимистично смотрит на рынок «газетки».

 

– Каким бы развитым Интернет не был, обязательно останется местечковая газета, – пояснил Тессман журналисту «ПО». – В любой стране есть городская газета, которой пользуется какая-то часть населения. Для них газета удобна и доступна. В Прибалтике в маленьких городках даже сохранились старые советские названия, например «Пламя». Немецкие городские газе- ты, которые покупают у нас бумагу, не снижают тиражи. Исчезают газеты наподобие «Литературной» – с огромными проблемными статьями, очерками. Для них необходим соответствующий высокоинтеллектуальный читатель, подкованный, что называется, в теме. А круг читателей сужается, и авторов тоже становится меньше. Доля таких газет, как «Франкфуртер Альгемайне цайтунг», уменьшилась. Хотя газета делает толстый пятничный выпуск с темами экономики, техники, культуры, моды и спорта.

 

При этом Алексей Тессман согласился, что перераспределение рекламного рынка в сторону электронных средств оказывает большое влияние на снижение тиражей. Как в 60-е реклама уходила в телевидение, так сейчас она уходит в Интернет. Однако он убежден, что в Интернете рекламируют, в основном, те товары, которые и продают через сеть.

 

Одновременно соликамские бумажники видят перспективным азиатский рынок, точнее, рынок Индии, так как Китай уже полностью обеспечивает себя бумагой. Рост грамотности в Индии, популярность чтения газет и относительно дорогой доступ к широкополосному Интернету приводит к росту тиражей печатных СМИ. По данным Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации, в России – 75 газет на тысячу населения, в то время как в Индии уже 139, и, вероятно, показатель будет расти.

 

– У нас газета стоит 15-20 рублей. В Индии, из нашей же газетной бумаги, которая едет туда через весь мир, – 5 рублей, – добавил Алексей Тессман. – Прибыль издатели получают за счет тиражей. Там миллионные тиражи. И этому способствовало распространение грамотности. В Индии любят читать газеты.

 

Технологически «Соликамскбумпром» готов обеспечить бумагой и растущий газетный рынок Индии, и конкурировать с западными бумкомпаниями. С 2005 года в модернизацию производства соликамские бумажники вложили 6 млрд руб. Еще около 3 млрд руб. потратят на развитие собственной генерации. На комбинате круглосуточно работают четыре скоростные бумагоделательные машины фирм Mitsubishi (Япония) и Wärtsilä (Финляндия), которые выпустили в 2013 году 389,4 тыс. тонн продукции. Дешевая древесина, доступные энергоресурсы и современные технологии позволяют обеспечить низкую себестоимость при оптимальном качестве бумаги. В этом и преимущество «соликамки».

 

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка