№12 (839) 28 марта 2015 года (PDF)

«Это, конечно, безумие»

№12 (839) 28 марта 2015 года
Олег Подвинцев, профессор, доктор политических наук, директор Пермского филиала ИФиП УрО РАН по исследованию политических институтов и процессов, и другие эксперты оценили завершившуюся реформу местного самоуправления Олег Подвинцев, профессор, доктор политических наук, директор Пермского филиала ИФиП УрО РАН по исследованию политических институтов и процессов, и другие эксперты оценили завершившуюся реформу местного самоуправления



Олег Подвинцев, профессор, доктор политических наук, директор Пермского филиала ИФиП УрО РАН по исследованию политических институтов и процессов, и другие эксперты оценили завершившуюся реформу местного самоуправления


Местное самоуправление (МСУ) в Пермском крае претерпело очередную реформу. Депутаты Законодательного собрания Прикамья приняли во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Пермского края «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».

 

Принятые поправки в очередной раз изменили систему формирования власти на местах.

 

Инициатором закона выступил председатель совета муниципальных образований Прикамья и глава Пермского района Александр КУЗНЕЦОВ. Аналогичные изменения в закон об МСУ вступили в силу на федеральном уровне в начале марта.

 

Двум главам не бывать. И выборы долой!

 

В чем суть изменений? Они установили различный, в зависимости от видов муниципальных образований, порядок избрания главы муниципалитета. В районах, городских округах, городских поселениях, сельских поселениях с населением более 10 тыс. чел. руководитель избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Сама комиссия на 50% должна состоять из депутатов местных представительных органов, еще 50% вводятся в комиссию губернатором края.

 

Если избирается глава поселения, то 50% состава комиссии формируется главой района, остальные 50% – депутатами. Сити-менеджер при этом варианте формирования местной власти не предусмотрен.

 

Глава муниципального образования в муниципальных районах, городских округах, городских поселениях, сельских поселениях с численностью населения свыше 10 тыс. чел. возглавляет местную администрацию. То есть вся власть сосредоточивается в руках назначаемого (по сути) комиссией управленца. Это, по мнению федеральных и региональных законодателей, позволит устранить «двоевластие» в муниципалитетах, когда, например, глава территории и глава администрации этой же территории находятся в перманентной борьбе за влияние.

 

Другие варианты определения главы муниципалитета также прописаны в поправках, одобренных Заксобранием. В сельских поселениях с численностью меньше 10 тыс. чел. глава муниципалитета избирается представительным органом поселения из своего состава. В ЗАТО Звездный, Горнозаводске и Суксуне глава также избирается представительным органом муниципалитета из своего состава. При этом глава исполняет полномочия председателя представительного органа. 

 

Они могут расслабиться

 

Такова суть изменений. А что думают эксперты?

Политтехнолог Александр ПАХОЛКОВ указывает на то, что серьезно распределение ролей и влияния не изменится для властей на местах. Ранее глава территории во многих муниципалитетах избирался из депутатов и возглавлял представительный орган, либо избирался всенародно и возглавлял всё тот же представительный орган (как в Перми сейчас). Считалось, что такой вариант придавал значимости представительному органу.

 

«Суть в том, что председатель городской думы – это глава органа, который принимает бюджет, по которому работает администрация. Администрация перед этим органом отчитывается. Чиновникам приходится договариваться с депутатами относительно изменений в бюджет, и так далее.

 

Получается, как ни крути, председатель гордумы – всё равно второе лицо на территории. Поэтому нынешнее изменение законодательства ничего принципиально не изменит. Никаких конфликтов это не погасит», – прогнозирует Пахолков.

 

Кроме того, он отмечает, что передача функций по организации власти на местах в руки губернатора приведет к рыхлости элит в муниципалитетах. «При предыдущих формах организации власти местный политик, желавший возглавить территорию, вел с собой команду. Обычно он избирался главой территории, возглавлял земское собрание или гордуму и при помощи своих единомышленников-депутатов проводил нужного ему главу администрации по конкурсу», – напоминает политтехнолог. «Теперь для тех, кто желает возглавить район или город, не нужно организовывать элиты на своей территории. Достаточно договориться в администрации губернатора», – описывает возможную схему действий Пахолков.

 

Возможный управленческий кризис на местах предполагает и политолог Олег ПОДВИНЦЕВ. Однако возможные причины кризиса он видит в другом.

 

«Понятно, что речь идет о выстраивании вертикали власти на муниципальном уровне. Государственным начальникам предоставляется возможность расставлять своих людей на еще более низком уровне власти. Главный и нерешаемый вопрос – где они возьмут этих людей. Они действуют так, будто у них такая большая скамейка «запасных», такой большой кадровый резерв, что они хоть сейчас могут назначить всех начальников во всех муниципалитетах, и только пережитки демократии им не дают это сделать», – удивляется доктор политических наук.

 

Где теперь будут брать нужных людей ответственные за это в администрации губернатора – неясно. По мнению Подвинцева, «найти адекватных людей на посты где-нибудь в Березовке или Сиве – сложная проблема. Не потому, что адекватных людей вообще нет, хотя проблему кадров в органах власти на местах все признают. Но чтобы отобрать человека из Перми, нужно изучить ситуацию, найти людей, оценить возможности. А как это можно будет сделать в отношении даже тех 50 муниципалитетов первого уровня, которые есть в Пермском крае? Безумие это, конечно, безумие».

 

Впрочем, не исключено, что в администрации губернатора ко всему этому относятся вполне прагматично. И пользоваться своим новым правом будут весьма осторожно. Губернатор региона уже успел заверить, что при оценке деятельности главы они будут опираться на мнение жителей. «Если люди удовлетворены качеством работы, безусловно, будем делать ставку на такого руководителя. Считаю правильным выстраивание вертикали на местах, если это повышает результативность работы в муниципалитете», – выразил свое отношение Виктор БАСАРГИН.

 

В следующем номере читайте продолжение темы реформирования МСУ – интервью с политологом, доцентом ПГНИУ Константином СУЛИМОВЫМ
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 09.04.15 - Пермский политик предложил создать в России аналог Playboy
  • 09.04.15 - На 7% вырос объем введенного в Перми жилья
  • 09.04.15 - ООО «Кайзер» незаконно предлагало жителям вложить средства в строительство домов
  • 09.04.15 - 13 медалей завоевали юные прикамские пловцы на Спартакиаде учащихся
  • 09.04.15 - Пермяки смогут оценить работы в технике боди-арт
  • 09.04.15 - Полиция закрыла доступ к архивам АНО «Пермь-36»
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"