№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Экономика
Анастасия Лебедева

Лишний груз

Милиция, пожарные, санитарная и ветеринарная службы могут лишиться возможности оказывать платные услуги.

Это произойдет, если правительство примет предложение Министерства по антимонопольной политике - полностью запретить органам исполнительной власти исполнять хозяйствующие функции.

Кто кого "душит"?

Вообще-то, федеральный закон, налагающий соответствующее вето, уже существует. Статья 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" гласит: "запрещается совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации". В целом по ст. 7 прикамское теруправление за 2002- 2003 г. возбудило 40 дел; выявлено также два нарушения, касающихся непосредственно совмещения функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов (однако эти дела пока находятся в стадии рассмотрения). Исключениями из правила до сих пор являлись - и пока продолжают оставаться таковыми - вышеуказанные структуры.

Однако МАП пришел к выводу о том, что госорганы, оказывающие платные услуги любого характера, формально не являются хозяйствующими субъектами, а следовательно, не подлежат контролю со стороны антимонопольщиков. Это якобы позволяет им монополизировать ряд рынков. Так, вневедомственная охрана при МВД, по мнению представителей министерства, "душит" частные охранные предприятия, противопожарный отдел безраздельно властвует на рынке услуг по тушению пожаров, санэпиднадзор полностью захватил сегмент платных экспертиз.

С аналогичной инициативой полного запрета на осуществление хозфункций органами власти, кстати, еще в феврале выходило Министерство экономического развития. Тогда чиновники выяснили, что доля доходов от платных услуг в бюджете отдельных инстанций достигает 61% (!). Однако предложения Минэкономразвития отправили на доработку.

Окончания ее сроков МАП дожидаться не стал и вышел с собственным проектом. Столичные бизнесмены поддержали чиновников. По информации из некоторых источников, решение было пролоббировано рядом влиятельных структур, имеющих отношение к правоохранительной деятельности.

ВОХР не ЧОП

Как пояснил "ПО" директор отдела вневедомственной охраны Ленинского района Михаил КОЛЧИН, если ВОХР при прикамском ГУВД перестанет составлять конкуренцию частным охранным предприятиям (ЧОПам), он лишится средств к существованию, а население, соответственно, будут охранять, простите за количественную оценку вопроса, в два раза меньше (ВОХРовцы оценивают объем собственных услуг правоохранного порядка на соответствующем рынке примерно в 50%); ночных патрулей город лишится и вовсе. "Ведь помимо охраны объектов, наша цель - защищать граждан, раскрывать преступления. Эта инициатива - глупость", - заявил господин Колчин. Кроме того, он категорически опроверг вывод столичного МАПа о монополизации ВОХРом рынка охранных услуг.

Михаил Колчин:

- Частные охранные структуры видят в нас конкурента, и именно поэтому эта тема сейчас так активно муссируется в СМИ. Признаем, у нас есть привилегии, но монополии - нет. На этом рынке все одинаковы. Надо сказать, прикамское управление МАП рассматривало нашу деятельность с подачи одного охранного предприятия. Вопрос был снят, есть официальное заключение.

По информации "ПО", в 2002 г. управление вневедомственной охраны при ГУВД Пермской области занимало около 70% (!) от общих финансовых объемов охранного рынка. Однако тенденция указывает на уменьшение этой доли: частные охранные предприятия отвоевывают свое место под солнцем. Как признался нам руководитель одного из ЧОПов, рано или поздно рынок сам расставил бы все по местам. Между тем, сейчас частные предприятия просто физически не способны перенять тот объем работы, который брал на себя ВОХР, - нет достаточного количества ни оборудования, ни людей.

Впрочем, в случае успешных действий столичных охранных предприятий в деле лоббирования выгодного решения и, соответственно, положительной реакции властей, для "бизнесменов от власти" возможен еще один вариант развития событий. При наработанных связях, имени, опыте, профессионально обученном штате на базе уже созданного брэнда ВОХРа "построить" исключительно коммерческую организацию будет не самой сложной задачей. Тем более, что некое подобие таковой уже имеется - начальник прикамского Управления вневедомственной охраны Владимир ГИСС для упрощения функционирования своей структуры наладил работу с сервисными службами, таким образом, уже создав нечто вроде охранного холдинга.

Пробы - на выход

"Мы к этому относимся спокойно. Это нормальный шаг в рамках административной реформы. Как законопослушные граждане, мы выполним любое повеление государства", - так заявил нам главный санитарный врач Перми Владислав КОРОВКА. По его словам, инициативу МАПа службы СЭН смогут пережить без потрясений: подразделения, оказывающие платные услуги, просто выделятся в отдельные предприятия. В случае принятия положительного решения по законопроекту, так, например, произойдет с лабораторией, осуществляющей сейчас отбор проб. Впрочем, одно условие для благополучного завершения такого "хирургического" вмешательства есть - это финансирование функций непосредственно СЭН по полной смете.

Кстати, имущество лаборатории, поведал господин Коровка, является федеральным. Выделение в отдельное предприятие означает смену формы собственности. Исключая в качестве учредителей органы власти - как местной, так и федеральной - получаем вероятность продажи государственного имущества, возможную, кстати, и в других случаях. Это означает, что инициатива антимонопольщиков может дать старт новой стадии приватизации госимущества и таким образом "поддержать" стремления властей всех уровней сбросить с себя лишний груз - собственности и ответственности.

Впрочем, вне зависимости от того, в какую сторону будет решен вопрос внутренних преобразований, первый и очевидный вывод в ожидании вступления (или не вступления) в силу МАПовских предложений - грядет очередной передел рынка, ощутимый в той или иной степени в зависимости от величины сегмента. Ясно, что если ныне государственные структуры возродятся в виде частных бизнес-предприятий, стереотип принадлежности к власти, государству, наделенному известными полномочиями, окажет соответствующее влияние. По крайней мере, на выбор потребителя. Движение по инерции к привычному и знакомому поможет избежать монополизации ряда рынков органами власти, однако, прогосударственными структурами - вряд ли.

Тем более что, по мнению ряда предпринимателей, инициатива МАПа не сможет в корне изменить ситуацию с незаконными поборами бизнеса. Такого рода шаги бесполезны, пока не будет системных действий в рамках административной реформы.

Анастасия Лебедева

Справка <эПО>

По данным прикамского теруправления МАП России, в 2002-2003 г. возбуждено и рассмотрено 40 дел по признакам нарушения ст. 7 Закона РФ "О конкуренции:". В 2002 возбуждено 27 дел в отношении органов местного самоуправления Пермской области (в их числе Пермская городская Дума) и 1 дело в отношении органа местного самоуправления Коми-Пермяцкого автономного округа. Из установленных нарушений большинство (9) выявлено на рынке жилищно-коммунального хозяйства. За 2003 г. ПТУ МАП возбудило 25 дел. Самые распространенные формы нарушений: необоснованное предоставление льгот (самый большой процент), препятствование осуществлению деятельности, нарушение порядка лицензирования.
Просмотров: 42
Первая полоса
Точка зрения
Политика
Фондовый рынок
Экономика
Новый сезон
Высокие технологии
Общество
Культура
Спорт
После работы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100