№39 (240) 10 октября 2005 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№39 (240) 10 октября 2005 года | Новый сезон
Иван Базаров

ТВ-канонада

Решающее сражение между "динозаврами" пермского телевидения может состояться этой осенью. Формальным поводом к схватке послужит начало нового сезона.

Осень для телевидения - всегда начало. Оно связано с обновлением "одежды" канала - графических заставок, отбивок и оформления в целом, а также с запуском свежих проектов, которые должны привлечь зрителя. Осень - это время тотальной борьбы с конкурентами. В течение многих месяцев все имеющиеся ресурсы федеральные компании бросают именно на подготовку к сентябрьскому вторжению в умы россиян, отдыхавших все лето. Периодов объявленной войны с конкурентами в течение года не так уж и много. И самым главным, безусловно, является именно осень.

Впрочем, до последнего времени это сентябрьское противостояние, ставшее для москвичей уже правилом, ни коим образом не касалось пермских телекомпаний. На этот раз ситуация может измениться. Новые тенденции проявились в силу не вполне стабильных рейтингов даже самых обеспеченных региональных и городских каналов, а также борьбы за государственный заказ.

Борьба с помехами

Собственно, ни одна пермская телекомпания не запланировала открытие нового сезона 1 сентября. Основные премьеры должны состояться в течение первых двух месяцев осени. И это, по всей видимости, действительно "основные" премьеры, поскольку далеко не все телевизионные СМИ приготовились к сезону серьезно. Зато остальные, очевидно, вознамерились уничтожить конкурентов именно осенью.

В течение сентября, по обещаниям программного директора Константина ЛЯХА, "Авто-ТВ" представит порядка 5-6 новых проектов. Это вполне коррелирует с амбициозными весенними заявлениями руководства холдинга "Авторадио ТВ", которое вознамерилось заполнить дефицит развлекательных и молодежных программ местного производства. Так, в этом месяце в эфире появится полноценная спортивная передача, ее рабочее название - "Физрук-2". Еще один проект - "В четверг под вечер с Игорем ГЛАДНЕВЫМ" - очередная пермская попытка на стезе ток-шоу. Авторский проект - "Портрет в интерьере" (рабочее название передачи Галины ШАНШУРОВОЙ). Коммерческий проект - "Отличник торговли", ежедневная пятиминутка. Другой эксперимент "Авто-ТВ" - проект развлекательной игровой программы, пилотный выпуск которой, по словам г-на Ляха, уже готов, но пока не вполне устраивает руководителей компании.

Несмотря на объявленную ориентацию на "развлекательность и молодежность", тяжелой артиллерией "Авто-ТВ" станут деловые аналитические передачи. Во-первых, на канал вернется "Деловой квартал" - с новым ведущим и новой начинкой. Во-вторых, появится совместный проект с газетой, название которой телекомпания пока держит в секрете: анализ и всестороннее освещение главной новости недели. Среди ожидаемых премьер и итоговая аналитическая программа, которую энтузиасты с "Авто-ТВ" разрабатывают уже почти год. Константин Лях сообщил "ПО", что в резерве компании еще 5-6 проектов, находящихся в стадии, близкой к реализации.

Таким образом, "Авто-ТВ" намерено, по всей видимости, переманить в свои зрители львиную долю деловой аудитории прикамской столицы. Впрочем, до сих пор заявления руководителей телекомпании не выходили за рамки декларации, а о том, с каким трудом продвигаются проекты сотрудников (особенно с учетом пертурбаций в менеджменте организации), знает, пожалуй, все журналистское сообщество Перми.

Учтем также, что рейтинг "Авто-ТВ" с удивительной стабильностью в течение нескольких лет не превышает 1%, несмотря на предпринимаемые попытки поставлять пермякам самый разнообразный ТВ-продукт. По мнению экспертов "ПО", это может быть связано лишь с неграмотным управлением организацией, отсутствием системы - четко выработанного формата и работы на определенную целевую аудиторию. Поэтому даже объявленные премьеры вряд ли помогут "Авто-ТВ" догнать главного поставщика официальной городской информации - компанию "Рифей-Пермь", которая также кое-что приготовила для конкурентов.

Уже в октябре "Рифей" полностью сменит облик, который сейчас готовится в Москве. Сама телекомпания намерена коренным образом изменить формат вещания. Отныне городской канал намерен предоставлять зрителям максимум сервисной информации и стать удобным "помощником" пермяка. С учетом того, что оформление - вообще ахиллесова пята пермского телевидения, у "Рифея" есть определенные шансы повысить рейтинги до прошлогоднего уровня и вернуть былое величие. В любом случае, телекомпания наверняка останется лидером, хотя бы в силу того, что продолжает быть самым выгодным партнером городской администрации, а это по пермским меркам совсем не мало.

Снятые с эфира

В особом положении - "Т7". Канал "Россия" начал новый сезон еще в августе, и это самым заметным образом сказалось на пермяках. В очередной раз - изменением сетки вещания. Вместо нескольких блоков в течение дня, ПГТРК получила возможность выходить по будням с местными новостями 12 раз - с пяти утра до одиннадцати вечера.

Вероника ВАЙСМАН, главный продюсер ПГТРК "Т7":

- Новая сетка - очень хорошая, ведь новости - самый востребованный региональный телевизионный продукт. Такая работа очень интересна для нас, поэтому самые лучшие силы компании направлены на производство "Вестей".

Вся публицистика и аналитика сдвинулась на выходные. Самой большой удачей руководство "Т7" считает приобретение утренних воскресных часов, когда выходит итоговая недельная передача. Вместе с тем, именно это время уик-энда - самое провальное. Устойчивые рейтинги утренним часам обеспечивают лишь пенсионеры и домохозяйки, а не деловая элита - потребитель аналитических программ.

Между тем, новая сетка вещания, по мнению некоторых пермских экспертов по рекламе, привела к тому, что местные рекламные площади сократились, но от этого выиграла компания "Видео Интернешнл". Теперь торговля свободным временем в Пермской области снизилась, зато куски регионального эфира достанутся московским компаниям, которые уже проявляют интерес к появившейся возможности. "Нас не заботят проблемы с рекламой, этим занимается "Видео Интернешнл". Наша задача как государственного канала - производить качественные программы, а их задача - продавать рекламу", - ответила г-жа Вайсман.

Премьеры на канале "Культура" компания "Т7" запланировала на октябрь - одновременно с обновлением федерального партнера. Здесь будет расширен проект "Новости культуры", причем он должен стать более "областным", то есть появится больше информации из Прикамья. Между тем, у "Т7", лишившейся обратной релейной связи, есть большие проблемы с оперативным получением "картинки" из области, которую сейчас передают "дедовскими" методами. Несмотря на это, ПГТРК намерена работать именно в этом направлении. Главной премьерой на "Культуре" станет художественный сериал "Город на ладони", который представит Пермь в легендах, но "не так, как на "Авто-ТВ" (Вероника Вайсман).

В итоге, новый сезон на "Т7", связанный в первую очередь с изменением сетки вещания, вряд ли можно назвать концептуальным сражением с конкурентами, поскольку ПГТРК в очередной раз оказалась заложницей "России". Очередная вещательная встряска лишь осложнит положение "Т7", "ожидающей" губернское телевидение, с появлением которого государственная телекомпания может лишиться нынешнего расположения областных властей (подробнее смотри в "ПО", № 26 (128) от 21 июля 2003 г.).

Самым традиционным образом осень встретила "ВЕТТА", частично сменившая оформление канала еще в июле и обозначившая этот момент как начало своего сезона. По словам директора информационно-рекламной компании Владислава КОСОЛАПОВА, отношения ТК с "Культурой" так и не определились: "договориться не удалось". Поэтому сетка вещания остается прежней. Как и ее заполнение. В дополнение к "Вечернему" и "Утреннему" вестникам в эфире "ВЕТТы" появится только субботняя "Афиша выходного дня" с Еленой РАСТЯНИС, которая будет не просто обозревать культурные события грядущего уик-энда, а представлять некий их анализ. И еще один нестандартный продукт "Восточно-европейского телеграфного и телевизионного агентства" - "Потусторонняя (аномальная) Пермь", который расскажет пермякам о местных кладоискателях, НЛО в Прикамье и иных паранормальных явлениях.

Линия фронта

Тщательная подготовка городских телекомпаний к сентябрьскому "сражению" - фактор, подтверждающий главную ТВ-тенденцию последнего года, которая связана с формированием нового областного телевидения. Прикамские власти, поднявшие вопрос о размещении государственного заказа, сами разрушили интригу борьбы за него своим решением создать отдельный губернский канал.

В самой сложной ситуации теперь оказалась компания "Т7", которой остается ожидать "судного дня". Линия фронта же перекинулась в саму Пермь, где при относительном балансе сил сейчас у большинства компаний есть реальный шанс проявить себя в борьбе за зрительскую аудиторию. Очевидно, что на происходящие процессы повлияли и намерения "Российского индустриального альянса", похоронившего проект "Архей", начать вещание своего собственного канала, независящего от областной или городской власти.

Тем не менее, даже осенние электронные войны телекомпаний вряд ли смогут изменить сегодняшний статус кво, сложившийся в Перми. Муниципальный фаворит "Рифей-Пермь", даже при очевидной программной слабости перед конкурентами (включая и "ВЕТТу", не говоря уже об "Авто-ТВ" или "Уралинформ-ТВ"), остается самым влиятельным каналом в городе - во многом за счет пресловутого административного ресурса. Разумеется, этот ресурс не бесконечен, и менеджмент компании имел возможность убедиться в этом в течение нескольких последних месяцев, которые оказались для "Рифея" не самыми удачными. Стратегическое решение изменить ТВ-формат и обновить облик "главного городского канала" кажется не вполне своевременным, особенно если сравнить "телевизионное" положение вещей в Перми и других городах России.

Впрочем, на то оно и региональное ТВ, чтобы работать, исходя из своих местных условий. Однако теперь у "Рифея" не так уж много времени на то, чтобы доказать свою конкурентоспособность, ведь известно, что городская администрация с удовольствием работает со всеми телекомпаниями. Именно поэтому главный муниципальный канал, в случае проигрыша осенней войны конкурентам, может оказаться в положении, схожем с положением главной областной телекомпании "Т7", будущее которой под большим вопросом.

Иван Базаров
Просмотров: 55
Первая полоса
Точка зрения
Политика
Фондовый рынок
Экономика
Новый сезон
Высокие технологии
Общество
Культура
Спорт
После работы
 

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100