Ежедневно в ДТП попадают дети. Зачем взрослые строят опасные магистрали, и кого нужно учить правилам дорожного движения?
Они начали учебный год вместе, но 9 сентября потеряли своего одноклассника. Тринадцатилетний Марк Подольский погиб под колесами LEXUS-GS-300 в микрорайоне Садовый, на перекрестке улиц Уинской и Грибоедова.
Шесть лет без бед
Говорят одноклассники погибшего Марка Подольского:
Максим Паздников: «Это был шок для нас, все плакали – особенно девчонки. Мы с ним с третьего класса бок о бок, всё вместе делали – ездили, на великах катались. Когда мы ездили, мы соблюдали правила дорожного движения, но иногда светофоры вообще не работают».
Евгения Новожилова: «Он был такой жизнерадостный. Со всеми дружил – и с девочками, и с мальчиками».
Альбина Гараева: «Он был очень добрый. Правильно наша учительница по биологии говорит, что он всегда помогал: деревья садить – Марк, землю носить – Марк».
Учитель ОБЖ школы № 135 Ирина ПЕНКИНА говорит, что в мае, перед началом каникул, они еще раз обсудили с детьми правила безопасного поведения на дорогах. Лето прошло, только начался учебный год…
Марк на велосипеде выехал на дорогу на красный свет. Ребенка на полном ходу сбилаиномарка. Вероятно, машина и не сбавляла скорость перед пешеходным переходом, так как остановилась уже ближе к его концу.
Сейчас обстоятельства ДТП расследуются, но уголовное дело не возбуждено.
Марка с тяжелейшими травмами увезли в больницу, через три дня он умер. Вряд ли кто-то будет наказан за эту смерть на дороге. Говорят, сам виноват.
Но пермяки хорошо помнят, как погиб 12-летний Ринат ЮРТАЕВ, который сделал все по правилам – слез с велосипеда и начал переходить дорогу на зеленый сигнал, но был насмерть сбит вылетевшим на него джипом. Убийца ребенка Агабек МАМЕДОВ так и скрылся от правосудия при содействии пермской милиции.
«С учениками школы № 135 за последние 6 лет не произошло ни одного ДТП, а тут сразу такая трагедия. Это заставило нас утроить усилия по профилактике», – говорит директор школы Алексей КУЛЯПИН, хотя в этой школе кабинет ОБЖ и так занимает третье место по краю. Работа с детьми ведется постоянно, но одни педагоги не в силах решить проблему.
Сегодня школьники Садового оказались в зоне особого риска, так как после открытия новой магистрали Старцева–Ива (часть Восточного обхода Перми) о безопасности подхода к школам или возвращении ребенка домой говорить вообще не приходится.
Задачка для самых умных
Мы попытались вместе с директором и учителем ОБЖ пройти по новому мосту, чтобы до-браться до школы и обратно. Задачка та еще. Вариантов решения несколько: можно больше получаса идти по узкому тротуару, укрываясь от шквала ветра и дождя, сначала в одну сторону, потом повернуть, и обратно, – снова преодолевать зигзаги бесконечной трассы. Можно половину пути пройти правильно, а потом все-таки спрыгнуть на проезжую часть, надеясь, как всегда, на авось. Большинство же – что дети, что родители – не имеют времени на многокилометровый марш-бросок с утра, после работы или учебы и поэтому пересекают магистраль в самых удобных, но и самых опасных местах.
Алексей Куляпин: «Есть недоработки проекта строительства трассы, которые провоцируют ДТП».
Ирина Пенкина: «Дорога очень длинная, извилистая, неудобная для детей. Очень сложно безопасно пройти. Дети вынужденно сокращают дорогу… Мы обучаем детей, как надо пройти: выйти на кольцо, потом вернуться и только тогда выйти на переход дороги. Но что толку, если светофор не работает. «Зебры» нет, разметка у школы не обновлена».
Также детям предлагают идти в школу и обратно через лог, там есть лестница. Но уже неодно-кратно происходили случаи нападения на школьников. У учеников отбирали сотовые телефоны и другие вещи. Сейчас в Садовом пустили маршрутку. Она возит школьников за 15 руб., но не всех родителей такая «услуга» устраивает. При этом выяснилось, что и в случае проезда на транспорте безопасность детям не гарантирована.
Андрей НИЖЕГОРОДОВ, начальник отделения пропаганды ГИБДД Управления МВД России по Перми: «Водители высаживают детей где попало. останавливаются посреди дороги, и школьники выходят на проезжую часть. Говорят, – мы останавливаемся по требованию. Я уже разговаривал с частным предпринимателем, осуществляющим перевозку, но пока все так же остается».
Замкнутый круг получается. Очевидно, что проект строительства нового моста не учел вопросы безопасности пешеходов, а сейчас специальные комиссии придумывают правила для преодоления объекта. Не были просчитаны риски, связанные с детьми. Разве дети так сильно изменились, и теперь все ходят по струнке? Мы видели, как школьники залезают на ограждения проезжей части и идут, как по канату. Но взрослые-то должны соображать! И строить современные дороги с подземными или наземными переходами, дополнительными светофорами, «островками безопасности».
Небезопасный город
По словам Андрея Нижегородова, когда новый автомобильный переход на Садовом только ввели в эксплуатацию, аварии на перекрестке улиц Уинской и Юрша происходили каждый день. Водители не могли разо-браться, куда ехать. После чего светофор отрегулировали, но в ущерб пешеходам, которые теперь вынуждены слишком долго ждать свой сигнал и начинают движение на красный свет.
Несколько известных участков аварийности имеет и средняя дамба (на ул. Революции). Изначально проект этого моста вы-глядел по-другому, и должен был соединяться с Садовымнапрямую. Это могло бы разгрузить вечный затор на ул. Макаренко. Когда повсюду в городе пробки, хаос движения в час пик, тут уже не до культуры поведения на дорогах. Как говорится, «что толку от наук, когда повсюду им опроверженье». Можно сколько угодно спрашивать с учеников знание ОБЖ, но реальность слишком далека от выученных правил. До 90% аварий с участием детей происходит по вине водителей. Но и за оставшиеся 10% в ответе взрослые. Одно дело, что говорит педагог, и другое – отрицательный пример поведения самих родителей – он всегда лучше усваивается. В итоге – ежедневные сводки ГИБДД, как с поля боя.
Мы обратились за комментариями к Уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае Павлу МИКОВУ. Оказалось, что он в курсе проблемы, но почему-то считает, что на Садовом во-прос решен:
– Мы отработали эту ситуацию с министерством транспорта Пермского края, светофор был установлен. Больше проблем нет. К сожалению, с улучшением качества дорог не меняется культура вождения и культура пешеходов. Я давал рекомендации. Считаю – нужно возродить детские автогородки, в Перми 8 детских автогородков уже открыты.
В своем докладе я рекомендовал снабжать детей светоотражающими элементами на одежде. Есть дети, которые уже получили светоотражающие брелки. Определенные шаги делаются и в целях предупреждения травматизма и гибели. Но без культуры вождения мы ничего не сделаем. И дальнейшее улучшение дорог пропорционально ведет к ухудшению ситуации.
Переложить всю ответственность на плечи родителей, водителей, педагогов, конечно, можно. Но никто не отменял обязанности исполнительной власти. В Пермском крае есть программа «Безопасность дорожного движения», две программы в Перми – «Организация дорожного движения» и «Безопасный город». Но статистика только ухудшается. Может, заставить уже министра общественной безопасности Игоря Гончарова все-таки вы-учить урок ОБЖ?
справка «ПО»
В Перми только за три недели сентября под колесами автомобилей погибли 3 ребенка. Всего в 2011 году произошло 85 ДТП с учас-
тием детей, 91 ребенок получил травмы разной степени тяжести. В 2009 году в крае погибло 25 детей, в 2010-м – 27.
|