Почему мы предпочитаем наличные?
Пермский край переживает серьезное технологическое отставание в потребительской сфере. За покупки мы предпочитаем расплачиваться наличными, игнорируя возможности безналичного и даже бесконтактного расчета.
Поясним: системой бесконтактных платежей NFC (Near Field Communication, «коммуникации ближнего поля») могут воспользоваться владельцы банковских карт Visa PayWave и MasterCard PayPass, а также абоненты сотовых компаний, выпустивших специальные sim-карты. Технология позволяет рассчитываться за покупки «в одно касание», лишь бы магазин был оборудован ридером. Оплата покупки занимает несколько секунд и позволяет вообще обходиться без продавца. Вы просто подносите карту либо телефон к считывателю на расстояние до 4 см.
Беспроводная высокочастотная связь обеспечивает обмен данными между устройствами, и с вашего счета списывается нужная сумма. Такие платежи удобно использовать в торговых точках, общественном транспорте, на парковках,
при посадке на электропоезда.
Попытка – не пытка
Одним из первых, еще в 2011 году, бесконтактную технологию стал продвигать «Райффайзенбанк». Сегодня уже все карты платежной системы MasterCard, эмитируемые банком, оснащены этой системой. Кроме того, в Пермском крае технологию внедрял оператор связи МТС и МТС-банк. МТС-банк эмитировал кредитную (не дебетовую!) карту «Топливная», а оператор запустил в продажу sim-карты. Проект развивался совместно с «ЛУКОЙЛом» и компанией «Ювенко», обслуживающей торговые аппараты.
Идея внедрения технологии бесконтактных платежей не продвинулась сколько-нибудь серьезно, прежде всего, из-за потребительского поведения: пермяки больше доверяют наличным.
– На данный момент существует ряд факторов, которые замедляют внедрение технологий бесконтактных платежей в России, – анализирует ситуацию с распространением NFC эксперт «ПО», директор операционного офиса «Пермский» Поволжского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» Роман НЕБАБИН. – Например, среди экономических факторов можно выделить отсутствие четких бизнес-моделей, а среди технологических факторов – недостаточное на данный момент развитие сети приема бесконтактных платежей. Присутствуют и причины организационные, связанные со сложностью координации подобных проектов. Кроме того, в России высока доля оборота именно наличных денег, что является значимым фактором при оценке распространенности любых технологий, связанных с безналичными платежами.
Платите, Шура, платите!
Протестировать на собственном опыте бесконтактные платежи вашему покорному слуге не удалось. Оказалось, мой телефон не имеет аппаратной поддержки функции NFC (о чем я не задумывался при покупке), а отдельных антенн в продаже не оказалось.
Недельные изыскания и перезвоны со специалистами «горячих линий» позволили найти пару салонов связи МТС, в которых нашлись sim-карты, но опять же без антенн и со сменой номера телефона.
Понятно, что ни телефон, ни номер я менять не собирался. Но если бы я все-таки приобрел необходимый «инструмент», то смог бы воспользоваться NFC на семи лукойловских АЗС (сервис «Быстрая заправка») и в десяти торговых аппаратах компании «Ювенко».
Специалисты «Ювенко» подтвердили, что процент транзакций с помощью NFC в общем объеме платежей ничтожно мал. А торговые автоматы их ближайших конкурентов «Фуд-сервис» вообще работают только за наличные.
Для сравнения, в мире доля бесконтактных платежей доходит до 30%. Можно предположить, что безналичные расчеты мало востребованы в нашей стране из-за высокой коррупции: велики объемы черного нала, расходящегося по карманам взяточников. Именно коррупционеры менее всего заинтересованы в прогрессе, поэтому мы и плетемся в хвосте цивилизаций.
Однако в том, что касается мелких потребительских платежей, эксперты сходятся во мнении: бесконтактные технологии обязательно получат свое развитие. Это как в свое время с мобильной связью, планшетными компьютерами и SMART-телевизорами. Теперь мы всем этим пользуемся, как обыденными вещами.
– Интерес к такому продукту будет расти, – прогнозирует Роман Небабин. – Бесконтактные платежи актуальны для сетей самообслуживания (рестораны быстрого питания, кофейни, супермаркеты), а также АЗС. Соответственно, в первую очередь инфраструктура по приему карт с технологиями типа PayPass будет развиваться в данных точках продаж (например, в Пермском крае при помощи карты с технологией PayPass уже можно расплатиться на крупных АЗС). Интересным для клиента будет применение бесконтактных платежей в кинотеатрах, на парковках, а в более отдаленной перспективе – в общественном транспорте.