Точка зрения
Эпистолярий
Законотворчество
Двигателестроение
Финансовые инструменты
Судостроение
№39 (290) 2 октября 2006 года

Геростраты – 2

№39 (290) 2 октября 2006 года

Эпопея с ремонтом здания театра «У Моста» (см. «ПО» № 288) вошла в новую стадию.

С фестиваля «Новая драма», проходившего в Москве с 18 по 23 сентября, вернулась труппа театра «У Моста». Московской публике было представлено два спектакля Мак-Донаха «Череп из Коннемары» и «Красавицы из Линэна». Специальный приз жюри за лучшую мужскую роль первого плана получил Иван МАЛЕНЬКИХ, исполнитель главных ролей в обоих спектаклях. Этот приз тем более почетен, что знаменитый московский театр им. Е.Вахтангова также представил спектакль Мак-Донаха «Красавицы из Линэна», правда, под другим названием – «Королева красоты». Критика пермскую постановку признала лучшей. Москва уже в который раз призналась в любви «мостовцам».

К сожалению, пермские власти до сих пор думают о театре иначе.

Нет театра – нет проблем

Пока Москва рукоплескала театру, департамент культуры не сидел сложа руки. Им выпущено несколько документов. Например, вот этот. 21 сентября вышедший из отпуска и.о. начальника департамента культуры Алексей РОДИН провел совещание, на котором присутствовали все заинтересованные стороны: департамент культуры, подрядчик «Гипрохиммонтаж» и работники театра (протокол № 45). Прочитав протокол (на заседание корреспондента «ПО» не допустили), я подумала, что дело сдвинулось с места в лучшую сторону. Кстати, нашлось и то самое письмо с выводами экспертизы, проведенной театром, о том, что «дальнейшая эксплуатация здания с таким состоянием крыши может представлять опасность для жизни людей», подписанное директором театра (на то время О.БОЙЧЕНКО – № 145 от 2 июля 2003 года). Помните, выводы той эксперптизы «один в один» вошли в новый злополучный приказ № 106-0 от 1 сентября 2006 года.

Но вернемся к протоколу. Нашему старому знакомому по прошлой публикации иженеру-строителю департамента Валерию ДЕМИДОВУ строго-настрого велено «провести до 15.11.2006 конкурс и определить подрядчика на проведение ремонта». Это надо понимать таким образом, что договор с бывшим подрядчиком «Импульс-Трейдом» будет расторгнут. Непонятно, правда, как театр сможет вернуть 531 тысячу рублей, выплаченные «Импульсу» в качестве аванса. Далее. Начальник отдела культуры этого департамента Ирина КОНЮШЕВСКАЯ «до 25.11.2006 заключит муниципальный контракт на выполнение работ» с новым подрядчиком. а если заместитель начальника департамента по экономическим вопросам Ирина ДУРНЕВА, тоже наша хорошая знакомая, его вовремя профинансирует, то к 20 декабря актеры и зрители не узнают свой обновленный, с иголочки, театр.

Правда, верится в это с трудом. Хотя бы по тому, как проводилась повторная экспертиза. Инженер Демидов в назначенный день привел двух студентов ПГТУ, которые в течение получаса (!) осмотрели чердак, ощупали балки, все это дело сфотографировали и удалились восвояси.

Так что верить будущей экспертизе, говорят актеры, наблюдавшие это безобразие, нельзя. Как нельзя верить и приказу, и этому протоколу. Дело здесь не в балках. Дурнева, издавшая приказ, расписалась в своей несостоятельности, несостоятельности департамента, который не смог по-человечески организовать работу по ремонту и реконструкции театра. Короче говоря, принцип департамента: нет театра – нет проблем.

Здание – это действующее лицо театра

Или вот другой шедевр чиновничьей смекалки: «Информация о возможности предоставления помещения МУК «Театр «У Моста» на время ремонтных работ в учреждениях культуры города Перми» (подписано главным специалистом отдела культуры департамента Н.ПЕНЗИНОЙ). Так, ЦК им. Солдатова предлагает театру «в определенные дни по согласованию с администрацией» большой зал (1100 посадочных мест), а другого там нет, за 10 тысяч рублей в час, ДК им. Ленина – большой зал (800 мест) «не только временно, но и на постоянной основе» за 4 тысячи рублей в час, малый зал (250 мест)– за три тысячи. «Дом народного творчества» (бывший ДК Гознака) отдает большой зал (600 мест) в ноябре-декабре за 6,8 тысячи целковых в час, ДК ВОС (400 мест) оценивает свои услуги в три тысячи, Дом офицеров ( зал – 450 мест), находящийся в еще более аварийном состоянии, поскромнее – 2, 5 «штуки». И так далее. Рассматривался даже малый зал драмтеатра.

Мы не знаем, о чем думала госпожа Пензина, но арифметика здесь нехитрая. Если подсчитать время спектакля (допустим, 3 часа), время репетиций (практически целый день, включая выходные и праздничные), умножить все это на количество спектаклей в месяц… Что получается?

А вот что получается. Театр не сможет оплатить даже аренду. Это раз. Второе. Зрители перестанут ходить именно в этот театр, который станет другим. Театр совершил в своей жизни один переезд (из ДК «Телта» в клуб госторговли, где он сейчас располагается) и приучал к этому зрителя, своего зрителя, больше года.

Все спектакли театра «У Моста» поставлены под свой зрительный зал (170 мест). Здание театра, говорят актеры, «это часть того, что происходит на сцене, это такое же действующее лицо, как и мы сами. Мы можем выступать на других площадках, как иногда выступаем на сцене ДК им. Гагарина, но мы приходим туда как гости. А наш театр – это наш дом. Здесь каждый уголок буквально нами вылизан. Мы здесь бываем чаще, чем в своих квартирах. И прекрасно знаем, в каком состоянии наш театр».

Письма в защиту

В адрес театра поступило несколько писем от коллег. Приводим выдержки.

«Ваша «Королева красоты», сыгранная в Москве, привела меня в абсолютное восхищение. Подобную содержательность, ежемгновенную заполненность каждого миллиметра сутью, не так часто увидишь. И такое смешное, и такое печальное… Чудо просто!» Из письма Юрия ФРИДШТЕЙНА (Московская библиотека иностранной литературы). Кроме того, автор пишет, что готов подготовить материал о ситуации вокруг театра «У Моста» в московский иллюстрированный театральный журнал «Планета Красота».

Московский областной государственный камерный театр во главе с художественным руководителем В.ЯКУНИНЫМ: «Весь коллектив нашего театра полностью разделяет Ваши чувства и Вашу боль. Сами неоднократно оказывались в том же положении, но, как и Вы, зубами держались за свой Дом. Сегодня все мы в любой момент можем оказаться на улице. Подлости, глупости и алчности пределов не существует (здесь и дальше выделено ред.).

Вот что пишет коллектив Канского государственного театра (Красноярский край) в письме на имя Аркадия КАЦА: «У вас есть возможность сделать великое доброе дело: защитить и сохранить для взрослых и, особенно детей, замечательное учреждение культуры под названием ТЕАТР. Мы благодарим судьбу, что на нашем пути оказались добрые, отзывчивые люди, которые даже в годы гражданской войны, разрухи и голода, в годы Великой Отечественной войны, сегодня и сейчас находят силы, время и возможность поддерживать театр. Благодаря им мы в 2007 году будем справлять 100-летний юбилей. Никакое государство не может претендовать на величие, если оно не получило грамоту на цивилизацию от культуры. Если сегодня вы закроете театр «У Моста», вы лишите людей еще одного очага культуры. Закрыть театр – дело нехитрое. Уничтожить и раздавить – это проще, чем дать возможность жить и развиваться. Да, культура требует вложений, но, вкладывая деньги в культуру, мы вкладываем их в развитие и нравственное здоровье будущих поколений. Они скажут вам спасибо завтра, а мы, если вы отстоите и дадите возможность жить театру, сегодня!».

А вот мнение Натальи КОЛЕСНИК, художественного руководителя московского театра «Театр Дом»: «Очень сожалеем о Ваших проблемах. С театром Вашим знакомы давно, встречались на Киевском фестивале, с удовольствием смотрели Ваш спектакль «Вий». 3 и 4 ноября будем у Вас в Перми со своим спектаклем «Старая дева». Может, стоит организовать встречу Инны ЧУРИКОВОЙ и Александра МИХАЙЛОВА с губернатором Вашего края?».

Письма продолжают поступать до сих пор. Странно, почему молчат пермские театры, почему молчит Пермское отделение Союза театральных деятелей?

Кроме того, в поддержку театра собрано более двух тысяч подписей от друзей «У Моста»: зрителей, студентов и просто честных и порядочных людей. Когда вы будете читать эти строки, надеемся, что подписей будет в несколько раз больше.

Так что у этой истории будет и третья часть, и четвертая… Власть будет пытаться разными способами выжить актеров из их Дома. А актеры…

Актеры настроены очень решительно и готовы идти на самые крайние меры. Какими бы ни были выводы «экспертизы», актеры останутся в театре.

Мы благодарим за помощь в написании этого материала помощника художественного руководителя Владимира ПАНКРАТОВА, режиссера-постановщика Дмитрия ХОМЯКОВА и музыкального руководителя театра Олесю ЕГОРОВУ, не побоявшихся предоставить нам документы, а также откровенно рассказавших о ситуации в театре.

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка