№37 (389) 6 октября 2008 года

Бедное – значит настоящее

№37 (389) 6 октября 2008 года

Мы уже писали, что в Перми в здании речного вокзала проходит выставка «Русское бедное».

Пермские художники, с которыми удалось встретиться нашему корреспонденту, считают, что пермская власть вновь идет по пути «наименьшего сопротивления»: проще привезти искусство из Москвы, нежели создать его здесь.

Пермь никогда не считалась «художественным городом». Музыкальным – да. Поэтому неискушенный зритель, придя на эту выставку, может подумать, что «Русское бедное» - и есть настоящее искусство.

Так что это а такое, бедное искусство?

Картина на сале

Отличительная черта организаторов выставки «Русское бедное» – уважение к традициям. Все средства, вырученные от продажи входных билетов, пойдут на реставрацию коллекции деревянной скульптуры, хранящейся в фондах Пермской художественной галереи. Именно деревянная скульптура натолкнула в свое время сенатора от Пермского края Сергея ГОРДЕЕВА и галериста Марата ГЕЛЬМАНА на идею выставки «Русское бедное».

Напомним, что основой выставки стали произведения художников, применяющих самые простые, «бедные» материалы. Среди объектов экспозиции работы из картона, старых досок, резины, железа, угля, кафельной плитки, полиэтилена, мыла, пыли и даже сала.

«Этот проект родился из размышлений о том, что Перми нужен музей современного искусства, - сказал Сергей Гордеев. - Мы посмотрели музеи в других городах и решили – надо сделать что-то новое, отличное от других. Выставка «Русское бедное» - это пробный шар. Ее цель – посмотреть, как пермяки отреагируют на это событие». «Примечательность этой выставки в том, что мы сумели проявить русскую идентичность. «Русское бедное» впервые показывает русское искусство как эстетически цельное. Почему выставку устроили именно в Перми? Потому что город ищет свое лицо, и я рад, что выставка в этом поучаствует», - отметил Марат Гельман.

Диссиденты дизайна

Художники, собранные на этой выставке, весьма разнообразны, и их художественные программы большей частью не совпадают. И все же есть нечто, что их объединяет – а именно, общая установка на самодельное, ремесленное изготовление художественных объектов. Нас окружают большей частью вещи, изготовленные индустриально и при том массовым тиражом. И речь идет не только о вещах повседневного обихода, о том, что сегодня принято называть гламуром. Стандартизованная эстетика современной массовой культуры часто имитируется современными художниками даже тогда, когда сами они работают вручную. Эта склонность современного искусства приспосабливаться к современному массовому дизайну часто нейтрализует индивидуальность, отдельных художественных позиций. То, что выглядит одинаково, как правило, воспринимается нами как одинаковое по содержанию. Выставка «Русское бедное» собрала диссидентов дизайна, диссидентов гламура. Каждый из них подчеркивает «рукодельность», «домашность» своей художественной продукции, а некоторые из них при этом остроумно иронизируют над претензией сделать все «как у людей», но своими средствами.

То есть художник берет вещи и материалы, которые ничего не стоят, и создает из них ценное. Русское бедное искусство – процесс создания красоты из ничего. О чем свидетельствуют «бедные вещи»? О том, что отличает русского художника и что так точно сформулировал Владимир НАБОКОВ: о способности пережить «пронзительную жалость к жестянке на пустыре, к затоптанной в грязь папиросной бумажке, ко всему сору жизни, который путем мгновенной алхимической перегонки становится чем-то драгоценным и вечным». В этом порыве сочувствия и скрыт смысл «Русского бедного».

Не массовая продукция

Название выставки «Русское бедное» отсылает нас к известному итальянскому направлению 60-х годов прошлого столетия – Arte рovera (бедное искусство). Параллели здесь действительно есть. Но различия кажутся еще более интересными. Если бедное итальянское искусство оперировало к послевоенной Италии, где пышное искусство эпохи Муссолини сменилось описанием жизни народных масс в разрушенной войной стране, то русское бедное искусство также реагирует на ситуацию посттоталитарной России. Так что эстетика социалистического реализма непосредственно, практически без всякого разрыва перешла в эстетику гламура. Но если итальянское Arte povera является предшественником гламурного дизайна, то русское бедное искусство выступает оппозицией к нему. В этом отношении художники, представленные на выставке «Русское бедное», скорее, продолжают традиции ТАТЛИНА и КАБАКОВА. Как известно, Татлин изготовлял свои вещи в стороне от тех мест, где проходило становление советской индустрии. Кабаков также специализировался на производстве вещей неофициального вида. Так что «Русское бедное» - это особый вид искусства, а не массовой продукции.

Журнальная красота

Сам же куратор выставки Марк Гельман считает, что бедное искусство и есть настоящее искусство. Богатое же искусство перешло в другие сферы, оно адаптировано, съедено, стало рекламой, дизайном, журнальной красотой, короче, чем угодно, потеряв свойство быть искусством. Художники, работающие с бедной эстетикой, уверен галерист, думают именно так.

Современное русское искусство сегодня воспринимается искаженно, в нем присутствует ясная концепция политики, и оно легко воспринимается Западом: раз страна несвободна, значит, искусство должно быть социальным, протестным.

Успех сегодня приходит к ясным образам, ясным художественным проектам, и эта выставка помогает сделать взгляд на русское искусство более ясным.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка