№31 (530) 6 августа 2011 года

Их называли шестидесятниками

№31 (530) 6 августа 2011 года
В Центральном выставочном зале открывается необычная выставка.

Понятие «шестидесятники», как известно, довольно размытое. Вместе с тем, это единственное поколение в нашей истории (как минимум за последние шестьдесят лет), которое оправдывает это «высокое звание». После шестидесятников «поколений» почему-то не было. В «оттепель» – возникло, а потом – в «заморозки», скажем так, и даже в годы перестроечной революции 1989-1993 годов – поколений уже не было, была только слякоть.

Дети XX партсъезда

Условием «необходимым, но недостаточным», чтобы попасть в ряды шестидесятников, был возраст – год рождения от 1915 до 1935: от тех, кто вернулся с войны, до тех, кому к моменту ХХ съезда было около двадцати лет. Речь идет о «детях ХХ съезда», чье мировоззрение могло потрясти, перевернуть, сформировать сам этот съезд. Слухи о докладе Хрущева (доклад, которого никто не видел, был опубликован только через тридцать лет), вся «атмосфера ХХ съезда», которую и надышали сами шестидесятники…

В начале 60-х годов три молодых художника – Глеб ВЯТКИН, Шандор ЗИХЕРМАН и Виталий ПЕТРОВ – ворвались в Пермь стремительно, неожиданно взбудоражив замшелый соцреализм свежим дыханием нового искусства с берегов Невы. Они появились почти одновременно – после окончания знаменитой ленинградской «мухинки».

Они – хорошие художники

…И художественная жизнь Перми заметно оживилась. Молодая, свежая кровь вливалась в застоявшиеся жилы пермской культурной жизни. Даже книжное издательство обрело новое дыхание.

Народ, которому в то время принадлежало искусство, уже начал неодобрительно поглядывать в сторону пермской пирамиды. Естественно, что были созданы все условия, чтобы эта троица покинула пределы Перми.

Впрочем, последнее обстоятельство пошло на пользу художникам (чего нельзя сказать о городе). Они стали маститыми и знаменитыми на оба полушария планеты.

Например, работы Шандора Зихермана есть в Эрмитаже и еще более чем в двадцати музеях Европы.

«В свое время, меня хотели выдвинуть на звание заслуженного художника СССР, – говорит он. – Почему я отказался? Для меня самое высокое звание – «хороший художник»…»

Глеб Вяткин – коренной пермяк. Его фрески покорили Италию. Итальянцы наградили его высшей наградой – золотой медалью Тициана. Выставки его работ ежегодно проходили в разных городах Италии. В 1998 году его наградили орденом за вклад в возрождение культуры Италии. Теперь, по прошествии многих лет, художники решили организовать выставку в городе, где они делали свои первые, далеко не робкие шаги.

Искусство возвращается в Пермь

В одном интервью народный художник Чувашии и заслуженный художник России Виталий Петров на вопрос, почему он не уехал сразу в Чебоксары после окончания академии, ответил:

– Боялся, что там мне не разрешат стать художником. Ведь как было тогда в республике? Определялся Самый Лучший Художник. Определялись Отличные Художники – чуть хуже. Потом – третьи, исполнители. И так далее. Пирамида. А на вершине пирамиды – несколько человек, которые имели право войти к начальству. Я действительно боялся такой системы. И мог остаться в Ленинграде. Но так как в Перми мне уже предоставили квартиру – уехал в Пермь. Хотелось только работать, и не было важно: в Ленинграде я, в Перми или еще где-то.

К сожалению, подобные пирамиды остались характерным объектом российского пейзажа и сегодня, спустя почти полстолетия. Только теперь на вершине маячит не художник, а простой функционер, не имеющий к искусству никакого отношения.

Хорошо, что искусство наконец-то возвращается в Пермь. Кстати, выставка так и называется.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка