Отрасль, словно лесовоз, увязла в грязи, и вялые попытки чиновников вытащить ее – безрезультатны.
Проекты – в столе
– Лес – это имиджевый во-прос, – опечалилась министр промышленности, инноваций и науки Пермского края Ксения НОВИКОВА после провального отчета по программе лесопромышленного комплекса (ЛПК) перед депутатами на комитете по экономическому развитию. – Сейчас СМИ обязательно понапишут…
Напишем, однако не задача –оттоптаться на провале целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы». Задача – разобраться в том, что происходит в отрасли. Тем более, и врио губернатора Виктор БАСАРГИН на самой первой встрече с журналистами обратил внимание именно на нее.
Начнем с симптомов. Та самая программа развития ЛПК, по которой запоздалый отчет заслушивали депутаты, передавалась из ведомства в ведомство. До 2008 года исполнителями программы значились Главное управление природопользования и Дорожный комитет. После декабря 2008 года программа перешла в ведение министерства промышленности, инноваций и науки, Дорожного агентства, министерства природных ресурсов, Агентства по природопользованию. у семи нянек…
На комитете по экономическому развитию и пленарном заседании ЗС было признано, что программа провалена. Судите сами. Финансирование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности существующих и создание новых предприятий, исполнено на треть (37%). Большие нарекания вызвал проект Добрянской перерабатывающей зоны, который так и остался проектом. Выполнено лишь технико-экономическое обоснование, а планировалось построить бумажный и фанерный комбинаты.
Ксения Новикова сослалась на секвестирование бюджета. Депутат Вадим ЧЕБЫКИН возразил. Во время контрольной поездки в Добрянский лесопромышленный кластер Вадим Леонидович был немало удивлен пустующим полем и кострами.
«Секвестирование – вынужденная мера, – говорит Чебыкин, – потому что мы увидели, что программа не реализуется. 40 млн, потраченных на проектную документацию, мертвым грузом лежат в столе минпрома».
Далее, из 1617 км запланированных лесных магистральных дорог построено только 275. Инфраструктура так и осталась неразвитой. Плотность лесных дорог круглогодичного действия в некоторых районах края составляет всего 0,6 км на 1000 га (напр., Красновишерский р-н). Отсюда неосвоение расчетной лесосеки (в 2011-м 54%). Некоторый рост стал возможен с началом реализации приоритетных инвестпроектов по освоению лесов («ПО» № 9 (559) и 12 (562) за 2012 г.).
Количество работающих в отрасли сократилось в два раза: из 43 тысяч в 2004 году осталось работать 22,3 тыс. чел. При этом заработная плата остается одной из самых низких среди промышленных отраслей. По информации Пермьстата, среднемесячная начисленная заработная плата занятых в обработке древесины и изготовлении изделий из дерева в 2010 году составляла 8722 руб.
Большинство предприятий ЛПК еле держатся на плаву, об обязательных платежах в бюджет думают в последнюю очередь. Если в 2004 году налоговые отчисления составляли 871,2 млн руб., то в 2010-м за предприятиями остался долг в 19 млн руб. Удивительные показатели реализации программы!
Наиболее значимой причиной является кадровая политика минпрома, да и всего правительства Пермского края: профессионализм меняется на лояльность. За последний год большая часть команды минпрома покинула свои кресла. Ушли из министерства руководитель проекта «Индустриальные парки» Сергей ТОЛЧИН, начальник управления науки и инноваций Андрей МУЩИНКИН, заместитель министра Дмитрий ДРОБИНИН. минпром становится рекордсменом по кадровой текучке в правительстве края. За последние годы сменилось, по крайней мере, 4 министра – Валерий СЕРЕДИН (до реорганизации), Владимир ЦЕРЛЮКЕВИЧ, Дмитрий ТЕПЛОВ, Дмитрий Дробинин (с приставкой и.о.). В данный момент одним из «тяжелых» министерств руководит бывший завкафедрой коммерции и маркетинга сельхозакадемии Ксения Новикова. А кадры, как мы знаем, решают все. Или почти все.
Вызывает вполне обоснованную тревогу, что и другие программы, на которые потрачены бюджетные средства, будут выполнены минпромом с такой же «эффективностью». Так что совет депутатов провести кадровые изменения в минпроме – вполне уместен.
Неэффективные собственники
Проблемы в лесной отрасли признает и другое ведомственное учреждение – министерство лесного хозяйства. Например, средняя давность материалов лесоустройства, по сообщению министра Юрия САМАТКИНА, составляет 17 лет. В последние три года даже попыток провести лесоустройство не предпринималось. А ведь это влияет на ситуацию с выделением в аренду лесных участков. Если нет информации о том, какой вид леса (лиственный, хвойный, спелый, переспелый и т.д.), затруднительно выставлять участок на аукцион. Кроме того, по сообщениям арендаторов, на некоторых приобретенных ими участках лес оказывался уже вырубленным.
К чести министерства, в разработанной концепции долгосрочной целевой программы «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2012-2017 годы» запланировано проведение лесоустройства всех лесничеств на условиях софинансирования из федерального, краевого бюджетов и из средств арендаторов. Однако в текущем году планируется проведение лесоустройства только в пределах одного лесничества, да и то за счет экономии средств министерства (неарендуемых участков) и заинтересованных арендаторов, подтвердивших участие своими средствами (из блога министра Саматкина).
За последние три года практически ежегодно задолженность по платежам в бюджет за аренду лесных участков увеличивалась в три раза и достигла 483,8 млн руб. В судах 48 исковых заявлений на взыскание более 255 млн руб. Судебным приставам направлено
33 исполнительных листа по ранее вынесенным решениям.
С одной стороны, частные предприятия, вырубающие лес, основные должники в бюджет, но и насколько государство неэффективный собственник – в очередной раз доказала история с банкротством ГКУП «Пермские леса». За последние два года предприятие погрязло в судах. Летом прошлого года в отношении предприятия введена процедура внешнего управления. Министр лесного хозяйства все надеется на план внешнего управляющего по оздоровлению ГКУП. Но всё мертворожденное долго не может умереть, как говорил один сатирик.
В ближайших планах – распродажа имущества, которое большей частью уже неликвидное (поэтому приходится проводить повторные торги). На торги выставляется имущество от грибосушилок и бензопил до лесовозов и зданий складов, лесопилок. В апреле состоялся один из аукционов, на котором реализовано имущества по 32 лотам на 16,5 млн руб.
Лесной фонд – ценный условно возобновляемый ресурс. Его рациональное использование зависит от продуманной экономической политики, эффективных программ в области освоения и развития. А для этого краевому правительству явно не хватает квалифицированных кадров.