№18 (568) 05 мая 2012 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№18 (568) 05 мая 2012 года | Интервью

Хватит ставить опыты!

Новшества, внедряемые в пермской медицине, направлены на «заклание» нации.

Екатерина ВОХМЯНИНА

В медицине Прикамья, ставшей площадкой для экспериментов, множество проблем – начиная с отсутствия персонала, заканчивая плохим качеством услуг. О первопричинах этих проблем рассказал председатель Пермской краевой организации профсоюза работников здраво-охранения РФ Геннадий Алексеевич ШАБАЛИН.

– Как часто и с какими вопросами чаще всего обращаются к вам работники медицинской сферы?

– С начала года уже было

52 обращения, в целом за год набегает 200-250. В основном это вопросы, касающиеся заработной платы: почему низкие оклады, почему надбавки выплачиваются не всем, почему нагрузки растут, а штатное расписание сокращается. Отдельный раздел обращений – оплата по модернизации.

Большую проблему для медицинских работников составляет оформление досрочной трудовой пенсии, или пенсии по выслуге. Здесь проблема с пенсионным фондом. Поясню: есть перечень должностей и учреждений, работа в которых дает право на до-срочную пенсию согласно законодательству, на которое пенсионный фонд опирается. Однако должности меняются, учреждения переименовываются, переходят в другое ведомство. В итоге масса работников рискуют потерять пенсию по выслуге, и приходится доказывать в суде, что они выполняют те же функции, что и в аналогичных лечебных учреждениях. Чаще всего суд стоит все-таки на нашей стороне и засчитывает спорный стаж работнику.

– В чем основные проблемы здравоохранения? Какова их причина?

Основные проблемы, на мой взгляд, это недостаточное, мягко говоря, финансирование отрасли, непрекращающаяся реформа системы здравоохранения, дефицит медицинских кадров.

Складывается ощущение, что процесс реорганизации системы здравоохранения в Пермском крае – бесконечен. Никто не может сформулировать, к чему мы идем. Когда и чем должны закончиться оптимизация, реорганизация, модернизация? Главное – когда здравоохранение начнет лечить людей, как в старые до-брые времена? Подгонка системы под скудное финансирование явно не приведет к повышению доступности и качества медицинской помощи. Еще до 2008 года правительство края говорило, что программа государственных гарантий сбалансирована и бездефицитна. В конце концов, им пришлось признать, что у нас жесточайший дефицит – недофинансирование достигает 40%. Для многих лечебных учреждений это как удавка на шее, одни с трудом сводят концы с концами, другие годами не могут вылезти из долгов.

Тариф обязательного медицинского страхования (ОМС) очень низкий. Даже в системе добровольного медицинского страхования (ДМС), по которой к ОМС есть доплата от 3 до 7 тыс. руб. в год на одного застрахованного, – тариф не является достаточным. Эта доплата не покрывает расходы, которые реально несут больницы. В итоге страдают пациенты. К примеру, прием гинеколога в частной клинике стоит порядка 800 руб., а по тарифу ОМС врачи получают за один прием 130. И когда пациент идет с полисом ОМС к частному врачу, тот начинает вместо двух пациентов в час принимать по шесть. Не может частник работать себе в убыток.

Кадровая проблема в крае стоит очень остро. Не так давно мы имели показатель обеспеченности – 44 врача на 10 тыс. населения, что было на уровне среднего показателя по России. Сегодня этот показатель – менее 40. Край «потерял» более тысячи врачей. Средний возраст врача в некоторых больницах перевалил далеко за 40 лет, выпускники медакадемии не спешат в практическое здравоохранение. Из нескольких сотен выпускников в государственное и муниципальное здравоохранение приходят единицы. Часть специалистов ушли в част-ную медицину.

Многие больницы не только на селе, но и в городах края с трудом обеспечивают круглосуточное дежурство врачей. Из-за таких условий практически во всех муниципальных больницах медики вынужденно работают на 1,5-2 ставки.

Основная причина бедственного положения с кадрами – очень низкая заработная плата.

Фонд оплаты труда формируется по факту выполнения объемов работы. Если учреждение слишком много на себя берет, либо эти объемы внутри учреждения распределены неправильно, план не выполняется, и медучреждение деньги теряет. В итоге, руководитель берет недостающие средства, в том числе, и из фонда оплаты труда.

Тревожит работников и резко выраженная дифференциация оплаты труда. Сегодня зарплаты, например, хирурга и работника лаборатории сильно разнятся. И в советское время так было, и связано это с большими трудозатратами оперирующих специалистов, но разница была в 30-40%, а не как сейчас – в разы. Учитывая нарастающий дефицит хирургов, Пермский край пошел на пилотный проект по хирургии, зарплаты хирургов стали достойными. Но это не совсем правильно с точки зрения морали – врач не должен оперировать пациентов с целью больше заработать, он должен оперировать, когда это действительно нужно. Кроме того, в пилоте должны участвовать не только оперирующие бригады, но и те, кто выхаживает оперированных. Но на это денег не хватает, что не способствует благоприятной атмосфере в коллективе.

– В 2011 году была отменена оплата труда по единой тарифной сетке. Но зарплаты по-прежнему исходят из нее. Как так?

– Де-юре тарифной сетки нет, но де-факто – есть. При переходе на новую систему оплаты труда минздрав просто переписал оклады из тарифной сетки. Федералам добавили 30% фонда оплаты труда, и можно было как-то продвинуться в зарплатах. А Пермский край перешел на новую систему оплаты труда без увеличения фонда оплаты труда. Стоит вопрос о пересмотре этих ставок. Агентство по управлению учреждениями здравоохранения пытается готовить новое положение по оплате труда – и опять без дополнительных средств!

На апрельском заседании Законодательного собрания края принят в первом чтении законопроект, по которому фонд оплаты труда бюджетных учреждений будет увеличен на 6%, но это не даст существенных подвижек в самом тарифе.

Сегодня у нас получается, что оклад у работника 4 тыс. руб., а зарплата 15 тыс. – за счет компенсационных (вредность, ночные), стимулирующих (стажевые, за напряженность, за расширение зоны обслуживания, выплаты по критериям и т.д.,), и то далеко не у всех. И это неправильно! Тарифная часть должна составлять не менее 50%, включая стажевые и вредность, не только по здравому смыслу, но и по трехстороннему соглашению между профсоюзами и администрацией края.

Для существенных изменений нужны деньги, а то финансирование, которое есть сейчас, с прибавками к фонду оплаты труда по 6% в год, позволяет достичь адекватного заработка за труд медицинского работника только к 2100 году, при условии, что в других отраслях повышения зарплат не будет.

– Серьезные проблемы возникают с распределением надтарифного фонда...

– Главная ошибка в том, что созданные в каждом учреждении специальные комиссии зачастую не работают. Распределение не должно быть отдано на откуп главному врачу, ведь у каждого есть определенный субъективизм, не говоря о своих да наших. Комиссия, состоящая из представителей администрации, экономистов, профсоюзных работников, должна распределять средства коллегиально. И опираться она должна на выполнение плана и качество работы, а не просто подписывать протокол, который составил главврач.

Надтарифный фонд, при соблюдении всех условий, может составлять до 48%. Но из него выплачиваются стажевые – около 30%. Из оставшихся 18% необходимо произвести доплаты до МРОТ, оплатить работу контракт-ников. С учетом этих расходов, из 48% средств, полученных

медучреждением в надтарифный фонд, на реальные стимулирующие выплаты остаются крохи.

– Какие ближайшие задачи у вашего профсоюза?

– У первичной организации задачи местные: организация коллектива для реализации плановых заданий при безусловном соблюдении трудового законодательства, обеспечение работы в нормальных условиях – чтобы человек пришел на работу здоровым и ушел здоровым. Также организация досуга: коллектив – живой механизм, и если работающие в нем трудятся до 240 часов в месяц, а то и на 2 ставки, нужно хотя бы скрашивать их быт.

У краевого комитета основная задача на сегодня – обеспечить достойную зарплату всем работникам отрасли, а не только тем, кто в «пилоте».

Также необходимо добиться принятия краевой программы «Кадры для здравоохранения», чтобы сохранить то, что имеем, и привлечь молодежь в отрасль. Если правительство края оперативно займется этой проблемой – можно рассчитывать, что общественное здравоохранение выживет, если нет, то через 5-7 лет лечить будет некому.

досье «ПО»


Шабалин Геннадий Алексеевич закончил ПГМИ (Пермский государственный медицинский институт) в 1977 г., врач-хирург, анестезиолог-реаниматолог высшей категории. С 1997 г. – председатель краевой организации профсоюза работников здравоохранения.

Просмотров: 788


КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 10.05.12 | Автор: 
На большинстве предприятий Перми необходимым условием для трудоустройства является отказ от членства в профсоюзах.
Добавлено: 10.05.12 | Автор: 
В первую очередь это относится к муниципальным предприятиям и департаментам муниципалитета.
Добавлено: 12.05.12 | Автор: 
Ну, Катя ,нашла у кого интервью брать.Шабалин поддерживал все опыты над медициной. Почуял, что ветер меняется. [censored]
Добавлено: 12.05.12 | Автор: 
Шабалин первым среди бюджетников края поддержал отраслевую систему оплаты с окладами 1500-1700рублей ,а тех профлидедов, кто был против -выжил.
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Главная
Мысли вслух
Беззаконие
по следам публикаций
Комментарии
Я же говорил!
Аналитика
промышленность
Откровенный разговор
Интервью
арена
Футбол
Память

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта