№20 (171) 31 мая 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№20 (171) 31 мая 2004 года | Обзор рынка
Владимир Владимиров

Продавцы телевидения

На рынке кабельного телевидения Перми ожидается острая конкуренция. Сохранить прежние позиции сегодняшнему лидеру отрасли – компании "Канал ВТ" – будет крайне сложно.

Значимые изменения на рынке кабельного телевидения произошли буквально в течение последнего года. Если раньше единственным крупным оператором был "Канал ВТ", то в начале 2004 года на рынок пришел новый игрок – компания "ЭР-Телеком" со своим проектом "Диван-ТВ". Пока острая конкуренция сложилась только в одном городском районе, но уже к концу года компания намерена охватить своим кабелем весь областной центр. Кроме того, о грандиозных планах в отрасли кабельного телевидения объявил и "Уралсвязьинформ". Пока его дочернее предприятие "Пермтелеком" ведет свою деятельность лишь в одном районе Перми, но уже в ближайшие годы "УСИ" намерен завоевать все пространство областного центра.

Долгая прибыль

Кабельное телевидение традиционно считается одним из самых непривлекательных бизнесов. Прежде всего потому, что получение прибыли возможно в этом сегменте лишь в долгосрочной перспективе. Скорость окупаемости затрат напрямую связана с размерами абонентской базы. На сегодняшний день кабель компании "Канал ВТ" охватывает 200 тысяч квартир, из которых услугами компании пользуются 36 тысяч. По данным "Эр-Телеком", из 25 тысяч потенциальных клиентов "Диван-ТВ" пользуются пока около 2,5 тысячи. Абонентская база "Пермтелекома", ведущего свою деятельность в м/р Парковый, составляет около 5 тысяч человек. Таким образом, процент проникновения кабельного телевидения в квартиры пермяков составляет около 20% – больше, чем в среднем по России.

Справка «ПО»
Уровень проникновения платного телевидения в Москве составляет 30%, в среднем по России – 16%, из них на спутниковые тарелки приходится, соответственно, 2 и 1,5%. В Соединенных Штатах Америки в 2003 году услугами платного телевидения пользовались 60% семей.

По подсчетам специалистов компании "ЭР-Телеком", средняя стоимость проведения кабеля в один дом составляет $300. Эта цифра может значительно варьироваться в зависимости от применяемых той или иной компанией технологий. Например, если "ЭР-Телеком" протягивает кабель к каждому дому, то "Канал ВТ" использует более дешевый эфирно-кабельный метод – сигнал поступает через антенны, расположенные на крышах домов. Значительные средства уходят и на обслуживание кабельных сетей. Кроме того, оператор получает далеко не всю сумму, собираемую с абонентов, – более 30% этих средств уходит спутниковым телеканалам. На сегодняшний день ставка за использование одного спутникового канала в среднем составляет 9 центов с абонента в месяц. Например, если оператор предлагает пакет из 20 спутниковых каналов, а абонентская плата составляет, скажем, $5 в месяц, оператор получает лишь $3,2 из них. Очевидно, что, по крайней мере, на первой стадии деятельности, когда абонентская база мала, операторы кабельного телевидения терпят серьезные убытки.

Планы и возможности

На сегодняшний день абсолютным лидером рынка кабельного телевидения в Перми является "Канал ВТ", контролирующий рынок во всем городе, за исключением Индустриального района и м/р Парковый. Здесь совместно с "Канал ВТ" ведут деятельность, соответственно, "ЭР-Телеком" и "Пермтелеком". Но уже в ближайшие месяцы конкуренция обещает развернуться по всей Перми. "ЭР-Телеком" намерен до конца года покрыть своим кабелем свыше 150 тысяч квартир – все пятиэтажные и выше дома за исключением отдаленных районов города. На очереди – район новой дамбы, а летом кабельный проект "ЭР-Телекома" – "Диван-ТВ" – обещает появиться в микрорайонах Садовый и Парковый. Преимущества "Эр-Телекома" – в наибольшем количестве каналов за более низкую абонентскую плату. У "Канал ВТ" на сегодняшний день более четко отлажена система сервисного обслуживания, и в программном пакете есть ряд эксклюзивных каналов. По словам начальника отдела маркетинга компании "ЭР-Телеком" Натальи ГЛОТОВОЙ, компания планирует расширение спектра своих услуг:
– В ближайшие два года повышения цен на услуги кабельного телевидения точно не планируется, это нецелесообразно, так как мы наращиваем абонентскую базу. Изменения могут произойти в расширении спектра услуг. Возможно, будет сделано пакетирование каналов – абонентская плата будет зависеть от числа принимаемых телепрограмм. В перспективе рассматривается предоставление и цифрового телевидения, с закрытым пакетом каналов.

Поскольку "ВТ" является эфирно-кабельным телевидением, на сегодняшний день увеличить количество программ компания чисто технически не может, практикуются лишь замены одного канала на другой. Правда, компания уже заявила о намерениях модернизировать свою сеть. Рассматривается несколько вариантов развития, в частности, создание совместно с Первым пермским интернет-центром возможности организации по коммуникациям компании доступа в Интернет. Но более подробно раскрывать свои планы в "Канал ВТ" отказались.

Александр КЕТОВ, генеральный директор ЗАО "Канал "ВТ":
– Планы у "Канала ВТ" – серьезные, но в определенном смысле это коммерческая тайна, а в условиях острой конкуренции раскрывать планы развития является шагом неразумным.

На сегодняшний день спектр услуг, возможных по кабельной связи, очень широк. Если собственно кабельное телевидение – бизнес не самый доходный, то другие направления выглядят перспективными. И возможность высокоскоростного доступа в Интернет, предоставляемая сегодня "ЭР-Телекомом" – это далеко не предел.

Наталья Глотова:
– Когда задумывался наш проект, кабельное телевидение воспринималось как базовая услуга, но окупаемость и дальнейшие перспективы мы видели в Интернете и других услугах будущего. Сейчас наша цель – охватить весь город и, начиная с понятного всем кабельного телевидения, закончить услугами более сложными, но пока менее востребованными.

В частности, эти услуги предназначены не только для частных лиц, но и операторам ЖКХ, которые при помощи кабельной сети могут наладить внутридомовой автоматизированный учет. Кроме того, по сетям компании может быть организовано видеонаблюдение. Стоимость инвестиций, вложенных в строительство сети, составила $5 млн, проект был представлен "ЭР-Телекомом" еще на венчурной ярмарке – тогда же было подписано соглашение с областным Фондом содействия венчурным инвестициям. Бизнес-план проекта рассчитан на пять лет.

Михаил ВОРОБЬЕВ, исполнительный директор компании "ЭР-Телеком":
– На сегодняшний день для всех структур ЖКХ приоритетной поставлена задача нормализации учета по юридическим лицам. В этом году наши задачи не так пересекаются, но, вполне возможно, в 2005-2006 году будет поставлена задача нормализации учета по частным лицам. Тут появляется возможность сотрудничества с нами. Самое сложное – преодолеть межведомственную разобщенность, убедить предприятия, что эта сеть позволяет безопасно передавать самые разные виды информации.

Перспективы

На сегодняшний день для многих городов России характерна тенденция вытеснения с рынка эфирных операторов кабельными. Например, в Казани за непродолжительный период вышла на лидирующие позиции компания "ТВТ", отобравшая рынок у компаний, работавших по более примитивным технологиям. При разработке проекта "ЭР-Телекома" опыт татарстанской компании был учтен.

Уже к концу года вероятны очередные изменения на рынке кабельного телевидения Перми, в результате которого расклад сил может существенно измениться. А в долгосрочной перспективе ожидается приход в отрасль еще одного серьезного оператора – "Уралсвязьинформа". Компания намерена инвестировать в проект $30 млн и построить сеть к концу 2007 года. Так что на рынке кабельного телевидения ожидается еще один серьезнейший конкурент, уже сегодня готовый предложить различные технические новшества. Борьба за клиента кабельного телевидения в Перми будет как никогда острой. Впрочем, теоретически возможен и другой вариант.

Александр Кетов:
– Сегодня на одной "поляне" пытаются получить свой урожай несколько компаний. В итоге все получают лишь его небольшую долю. Действовать раздельно не эффективно. Гораздо более правильным было бы интегрировать усилия действующих операторов в развитие инфраструктуры кабельного телевидения, что позволит более эффективно предоставлять услуги абонентам, сократить затраты на строительство и эксплуатацию.

Пока же идея объединения только витает в воздухе, и будущее рынка во многом зависит от того, будет ли в этом острая необходимость. С учетом размеров инвестиций в кабельное телевидение "Уралсвязьинформа" такой сценарий развития событий представляется вполне возможным.

Просмотров: 1376


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
ЖКХ
Точка зрения
Городская дума
Обзор рынка
Регион
Культура
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта