№20 (171) 31 мая 2004 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№20 (171) 31 мая 2004 года | Регион
Владимир Владимиров

В дыму, но на подъеме

Экономика Чусового переживает переломный момент. Будущее города зависит от реконструкции производственных фондов основных предприятий.

Муниципальное образование "Город Чусовой" расположено в восточной части Пермской области, входит в состав Лысьвенско-Чусовского промрайона, граничит с Лысьвенским, Горнозаводским районами, городом Гремячинском – территориями, имеющими значительный ресурсный и промышленный потенциал. Положение муниципального образования в восточной части области является центральным. Его территорию пересекают важные автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие центральные и южные районы области с восточными и северными районами Прикамья, а также Свердловской областью. Площадь территории – 3504,8 кв. км. Численность населения (на 01.01.2003) – 76,8 тыс. человек. Центр муниципального образования – г. Чусовой. Находится на востоке Пермской области в 217 км от Перми. Город расположен в месте слияния рек Усьва и Вильва с рекой Чусовой. Площадь – 58 кв. км, численность населения – 56,4 тыс. человек.

Русский человек пришел на территорию нынешнего Чусового еще в 16 веке, однако предпосылки для образования и активного развития здесь крупного промышленного города возникли лишь во второй половине 19 века. Чусовой начинает свою историю с железнодорожной станции, построенной в 1878 году в связи с прокладкой старейшей на Урале Горнозаводской железной дороги. Через год после этого начал возводиться "Чусовской металлургический завод", одновременно с которым шло активное строительство заводского поселка. В 1933 году один из крупнейших промышленных центров Урала получил статус "города", постепенно стала развиваться пищевая и лесная промышленность. Очередной вехой развития стали 60-е годы, когда на левом берегу Чусовой появился так называемый "новый город". Распад СССР, безусловно, внес свои коррективы в экономику, став причиной банкротства множества чусовских предприятий, но, в целом, расклад сил остался неизменным. Как и сто лет назад, погоду в Чусовом делают, главным образом, металлургический завод и железная дорога, приносящие в бюджет свыше 55%. Впрочем, даже эта цифра, на первый взгляд кажущаяся впечатляющей, по оценке экспертов, далеко не соответствует истинному потенциалу предприятий.

В ожидании реконструкции

К концу 20 века крупнейшие предприятия Чусового подошли в отстающем от реалий рынка и времени техническом состоянии. Необходимость модернизации назрела в конце 90-х практически на всех предприятиях города, и прежде всего на "Чусовском металлургическом заводе". Так, один из собеседников "ПО" выразил мнение, что "от того, как пройдет реконструкция на "ЧМЗ", зависит вся экономика Чусового".

Справка «ПО»
ОАО "Чусовской металлургический завод" – единственное в области металлургическое предприятие полного цикла "чугун-сталь-прокат". Предприятие специализируется на производстве чугуна, агломерата железованадиевого, различных видов феррованадия, проката, рессор. ОАО "ЧМЗ" является единственным в области предприятием с монопольным положением в сфере занятости.

Еще в середине 90-х завод переживал тяжелейшие времена и, казалось, неминуемо шел к краху. Заработная плата выплачивалась товарами, предприятие никак не могло найти себя на рынке, неуклонно снижались объемы производства. Ситуация изменилась в конце 1996 года, когда 75% акций "Чусовского металлургического завода" сосредоточила в своих руках "Объединенная металлургическая компания". Новый собственник сразу же заявил о своих намерениях инвестировать в обновление производственных фондов предприятия $150 млн. И в конце 90-х реконструкции завода был дан старт. Тем не менее, все эти годы были для предприятия нелегкими: по разным причинам неоднократно менялись генеральные директора, претерпевала изменения конъюнктура рынка. В начале 2003 года даже появилась информация о намерении "ОМК" сконцентрировать свои усилия на трубной промышленности и избавиться от активов "ЧМЗ". В качестве потенциальных покупателей назывались "Евразхолдинг" и "Уральская горно-металлургическая компания". Но, вопреки ожиданиям, "ОМК" от продажи контрольного пакета "ЧМЗ" отказалась опять-таки по причине изменившейся конъюнктуры рынка. В 2001-2002 годах выпуск продукции на "ЧМЗ" снижался в связи с общим кризисом в черной металлургии, но в 2003 году предприятие вновь продемонстрировало рост, который продолжается и в текущем году. По словам председателя Совета директоров "ЧМЗ" Евгения ШЕВЕЛЕВА, на 2004 год запланировано увеличение объемов производства от 4 до 40% по разным видам продукции. По заверению менеджеров "ОМК", долгожданный проект реконструкции сталеплавильного производства, подразумевающей строительство электропечей высокой мощности и "печи-ковша", будет запущен.

Анатолий СЕДЫХ, генеральный директор "Объединенной металлургической компании":
– "Чусовской металлургический завод" – это одна из основных сырьевых баз компании. Именно с этим предприятием связаны крупные инвестиционные проекты ОМК.

В преддверии столь масштабной реконструкции две недели назад "ЧМЗ" посетил и. о. губернатора области Олег ЧИРКУНОВ (см. "Срок – две недели", "ПО" № 18 (169) от 17 мая 2004 года и "ОМК стала жертвой недоразумений", "ПО" № 19 (170) от 24 мая 2004 года), пообещавший содействовать в привлечении инвестиций для реализации проекта. По мнению менеджеров "ОМК", грандиозный план по реконструкции сталелитейного производства будет реализован уже в следующем году и позволит не только увеличить размер налогов в местный бюджет и улучшить экономическую ситуацию в городе, но и существенно снизить уровень загрязнений окружающей среды. Пока же количество вредных выбросов в атмосферу и водное пространство в несколько раз превышает необходимые пределы.

Стабилизация

Серьезных вложений требует и Чусовская железная дорога. Старейшая на Урале горнозаводская линия во многом теряет былую значимость из-за несоответствия современным требованиям. А после того, как Чусовское отделение Свердловской железной дороги было ликвидировано, а все его подразделения перешли в ведение Пермского отделения, транспортная отрасль перестала иметь для Чусового прежнее значение: сократилось число уплаченных налогов, уменьшилось число работников. Тем не менее, по словам мэра Чусового Виктора БУРЬЯНОВА, в последнее время ситуация стабилизировалась. Если по итогам 2003 года железная дорога принесла в городской бюджет 15%, то в течение I квартала текущего года этот показатель увеличился до 17%.

Виктор Бурьянов:
– Все предприятия железнодорожного узла работают, обстановка на железной дороге стабилизировалась, отток кадров прекратился. В прошлом году железнодорожники построили в Чусовом профилакторий и первую очередь вокзала (на долевых началах с городом). Мы сейчас довольно плотно работаем с руководством дороги по строительству второй очереди вокзала и сносу ветхого жилья. Программа взаимодействий есть, решаем рабочие моменты.

Также важную роль в экономике города играет ЗАО "Чусовская мельница" – третье по размеру уплаченных в городской бюджет налогов предприятие. Его история начиналась в конце 90-х, когда "Пермская финансово-производственная группа" приобрела активы обанкротившегося государственного предприятия "Чусовойхлебопродукт". С первых же дней работа была направлена на инвестирование в производственные фонды предприятия – в 1999-2000 годах разрабатывался бизнес-план, а с марта 2000 года началась многоэтапная реконструкция "Мельницы". Было закуплено современное швейцарское оборудование, запущена трехсортная мельница. По словам генерального директора ЗАО "Чусовская мельница" Андрея КОПЫСОВА, в стадии разработки находится еще ряд инвестиционных проектов:
– Мы планируем значительно расширить производство, увеличить ассортиментный ряд. В частности, ожидается приобретение линии фасовки продукции в более мелкую тару, а не мешки по 50 кг. Планируем реконструкцию комбикормового цеха, которая позволит выпускать гранулированный комбикорм, сейчас очень востребованный на рынке.

Кроме того, стратегия "Пермской финансово-производственной группы" в отношении "Чусовской мельницы" может быть подкорректирована в связи с результатами недавних торгов "Пермского мукомольного завода". Поскольку торги завершились не в пользу финансово-производственной группы, вероятнее всего, "ПФПГ" усилит свое внимание к "Чусовской мельнице", что наверняка "грозит" последней увеличением объемов производства и расширением географии продаж. Сейчас основная задача предприятия – занять четкую нишу на рынке муки как в Пермской области, так и за ее пределами.

Москвичи идут

Наряду со стабилизацией экономической ситуации в целом по стране некоторый подъем переживают предприятия лесной промышленности, широко представленной в Чусовом. Если еще в 2001-2002 годах лесной сектор находился в кризисной ситуации и даже потерял ряд предприятий, то уже 2003 год ознаменовался для отрасли значительным подъемом. По различным видам продукции рост в лесоперерабатывающем секторе составил от 33 до 79,9%.

Николай КАЮРИН, генеральный директор Ляминского деревообрабатывающего цеха:
– В последнее время ситуация стабилизировалась. Увеличилась платежеспособность населения, и объемы производства и реализации продукции значительно возросли. Правда, работать приходится, в основном, на экспорт – в России не готовы потреблять такие объемы.

Впрочем, даже улучшение ситуации в лесном секторе не позволяет работать предприятиям лесного комплекса в полную силу. Реальная производительность предприятий в разы меньше их потенциала.

Виктор Бурьянов:
– Лесная отрасль очень тяжело пережила период реформ. Итог – лесозаготовительные объединения развалились. В лесосеки пришли маломощные частные предприятия, расчетная лесосека вырубается всего на треть. Тяжело идут дела и в переработке леса, хотя возможности неплохие.

Основные надежды в Чусовом связываются с привлечением в лесной сектор инвестиций. Как уже сообщал "Обозреватель", совсем недавно в отрасль пришел первый серьезный инвестор – столичный "Русдревпром". Компания приобрела производственные площади Ляминского деревообрабатывающего комбината, в свое время не сумевшего приспособиться к новой экономической реальности, и теперь намерена наладить новое производство древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит. Согласно планам компании, строительно-монтажные работы начнутся в 2004 году, а уже в 2006-м предполагается введение в эксплуатацию новой очереди. Именно с "Русдревпромом" связаны в Чусовом все надежды относительно лесоперерабатывающего комплекса.

Два последних года ознаменовались для Чусового бурным ростом малого бизнеса, что объясняется как улучшением экономической ситуации в целом по стране, так и потребностями в этом экономики Чусового – ниши в сфере услуг и производстве отдельных видов продукции долгое время оставались пустующими. К слову, пространства для прихода частника в городе еще хватает – практически неприкосновенными продолжают оставаться жилищно-коммунальное хозяйство и внутригородской общественный транспорт, полностью находящийся в муниципальном ведении. По словам Виктора Бурьянова, малый бизнес приносит 7% доходов в городской бюджет. Наряду с Краснокамском, это является наивысшим показателем по области.

Черное и белое

В целом, перспективы экономики Чусового в свете улучшения в последние годы ситуации во многих представленных в городе отраслях выглядят довольно оптимистично. Кроме того, Чусовой обладает высоким рекреационным потенциалом. Однако, как и во всей области, туристическая отрасль здесь не находит развития. На территории района расположены два музея, уникальных в масштабах не только области, но и всей России. Однако и "Музей истории реки Чусовой", и единственный в стране музей тоталитаризма "Пермь-36" переживают нелегкие времена. Как сообщили "ПО" в "Музее реки Чусовой", для реставрации старых строений, которым уже больше ста лет, необходим, ни много ни мало, 1 млн рублей. Однако инвесторов не находится.

Особняком стоит и неблагополучная экологическая ситуация. Хотя ряд вопросов к "ЧМЗ" может быть снят экологами после завершения реконструкции завода.

Безусловным преимуществом Чусового перед другими территориями является близость другого промышленного центра – Лысьвы, обладающей высоким производственным и кадровым потенциалом, а также хорошая транспортная развязка. В частности, экономика города значительно выиграет от завершения строительства дороги Полазна-Чусовой, которая сделает путь до города от областного центра на 100 км короче.

С другой стороны, вся экономика города зависит от положения дел на "Чусовском металлургическом заводе", и в этом смысле именно то, насколько эффективно собственник будет управлять градообразующим предприятием, становится определяющим для всей экономики города фактором.

Просмотров: 1080


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
ЖКХ
Точка зрения
Городская дума
Обзор рынка
Регион
Культура
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта