Автозвуковой спорт не станет массовым, но энтузиасты будут всегда.
Автомобиль стремительно меняет статус и роль в жизни обывателя. Если еще не так давно споры о нем велись в плоскости "роскошь – средство передвижения", то сегодня это уже позади. Теперь, дабы претендовать на роль прогрессиста, необходимо всемерно демонстрировать, что автомобиль – это место комфортного времяпрепровождения. Во всяком случае, оборудование авто медиа-устройствами превратилось в спорт.
Две системы
В отличие от соседних Екатеринбурга и Ижевска, соревнования по качеству звучания автомобильных аудиосистем в Перми проходят впервые. Впрочем, как показала практика, отсутствие "массовой" культуры этого спорта в Прикамье не стало причиной его невысокой популярности: жители Западного Урала не только лицезрели действо, но и были достойно представлены среди участников – не только количественно, но и по результатам. Впрочем, за относительно недолгую историю автозвукового спорта в России пермяки добивались не только призовых мест на чемпионатах России, но и становились участниками финала европейских состязаний.
Молодость российских соревнований по качеству звучания аудиосистем не мешает активному продвижению спорта в стране. За семь лет в России появилась ассоциация спортсменов, которая уже успела разделиться, и сегодня чемпионаты проходят по двум различным версиям.
Исторически первой стала Федерация автозвукового спорта, которая действует в России с 1998 года. Сегодня одна ее часть – EMMА-Россия (European Mobile Media Association) – представляет собой отдельную ветвь европейских чемпионатов.
Пытливый русский ум не остался в стороне от методики оценки качества автозвука. Альтернативный метод статистической оценки звучания аудиосистем разработал руководитель Акустического центра кафедры радиовещания и электроакустики МТУСИ Дмитрий СВОБОДА. В отличие от "европейского", метод FSQ (Fast Sound Quality) рассчитан на быструю оценку звука во всем салоне (а не только на двух передних местах – как в EMMA). Каждый автомобиль тестируют четверо судей, которые не имеют права переговариваться. Аудиосистему они оценивают, прослушивая тринадцатиминутную аудиозапись.
Алексей СПАССКИЙ, чемпион соревнований "Урал-Sound" в классе "201-400 Вт":
– Притом что оба метода похожи, в методе EMMA многое зависит от ощущений судьи. В FSQ этого значительно меньше. Другими словами, EMMA более музыкальная, а FSQ – более техническая. Кроме того, FSQ дает не сравнительные оценки, а абсолютные. Таким образом, автомобили можно сравнивать между классами. Хотя многие автомобилисты участвуют как в тех, так и в других соревнованиях.
FSQ был впервые применен в 2001 году в ходе автозвуковых соревнований, а теперь взят "на вооружение" альтернативной ассоциацией – Лигой автозвуковых соревнований (ЛАС), которая в свое время выделилась из Федерации автозвукового спорта. Именно в рамках ЛАС и прошли пермские соревнования "Урал-Sound".
Все участники пермских состязаний (общим количеством 51) были распределены на пять классов в зависимости от мощности аудиосистемы ("до 200 Вт", "201-400 Вт", "401-500 Вт", "500-600 Вт" и "600 Вт +"). Оценивалось как качество звука, так и показатели SPL (Sound Pressure Level – уровень звукового давления). По итогам соревнований несколько участников приняты в элитный клуб FSQ. Условием для этого, по рекомендации Дмитрия Свободы, является сумма очков, превышающая 130.
Звук + картинка
Как показывает практика, прямая связь между стоимостью авто и качеством звука отсутствует. Именно поэтому в соревнованиях по автозвуку на равных выступают как весьма престижные иномарки, так и популярные отечественные ВАЗы всех модификаций – от "копейки" до десятой серии. Куда большее значение имеет качество аппаратуры. По словам Алексея Спасского, стоимость автомобильной аудиосистемы начинается от 800 долларов и нередко превышает 10 тысяч долларов. Впрочем, предела, как водится, нет. В результате само авто может обойтись хозяину значительно дешевле, чем его наполнение медиаустройствами. Неудивительно, что автозвук называют спортом энтузиастов. Ночевки в гараже и назойливые мысли о необходимости приобрести еще более совершенную аудиосистему – необходимые издержки.
Между тем, превращение авто в концертный зал – отнюдь не самое передовое времяпрепровождение. EMMA уже активно раскручивает проведение соревнований по мультимедийным системам. Кроме стереосигнала в авто предполагается добавить изображение и многоканальный звук (получаются автомобильные системы мультимедиа в формате DVD). Со следующего года соревнования в этом виде спорта появятся и в ЛАС. Массовым спорт, конечно, не станет (может, потому, что у Президента автомобиль государственный?), но учитывая темпы, с которыми развиваются соревнования по автозвуку (количество участников соревнований ежегодно увеличивается в несколько раз), армию преданных сторонников можно обещать и новым технологиям.