Будущее нации
№32 (233) 22 агуста 2005 года

Учиться по-новому

№32 (233) 22 агуста 2005 года
Новыми постулатами российского образования объявлены непрерывность, конкурсность и экономическая эффективность.

Каждому человеку, который учится, и не важно где – в школе, училище или вузе, хочется, во-первых, получить качественное и адекватное времени образование, а во-вторых, устроиться на хорошую работу по полученной специальности. Желательно, чтобы рабочее место поджидало уже на выходе из учебного заведения. Каждый хочет закончить учебу побыстрее, чтобы получить возможность зарабатывать деньги и обеспечивать себя и свою семью. Или хотя бы найти более удобную схему, которая позволит сочетать учебу с работой. Многие хотят сделать карьеру, подняться по служебной лестнице и готовы вкладывать деньги в свое образование, тем более, что они окупятся сторицей.

Это картина из жизни западного человека, называется «непрерывное образование». В идеале российская реформа направлена на построение такой же схемы, другое дело, как она реализуется.

Об этом мы беседуем с научным руководителем Регионального института непрерывного образования, заведующим кафедрой менеджмента и маркетинга ПГТУ, профессором Анатолием МОЛОДЧИКОМ.

– Анатолий Викторович, как вы оцените ход реформы образования?

– Я не буду комментировать те конкретные шаги, которые сегодня пытается делать Министерство образования России. Сама по себе реформа, скорее, нужна, потому что меняется государство, меняются требования времени, меняется непосредственно сам потребитель продукта. Мы тоже должны меняться. Кстати, позиция ректорского состава такая же: они не против реформы в той части, где произойдут изменения, которые предъявляются внешней средой, на которую мы работаем. Но изменения должны быть продуманы, чтобы сохранить систему образования такой же сильной, какой она была раньше. Здесь нужно говорить конкретно о каждой сфере, которой они коснутся. В начальном профессиональном образовании изменения уже произошли, и, на мой взгляд, они верные. Управление и финансирование из центра, когда потребитель находится в регионе, – это неправильно по своей сути. Сейчас это противоречие устранено. Другой вопрос, что здесь нужно избежать перекосов, когда мы можем вместе с водой выплеснуть ребенка. Начальное профессиональное образование сегодня далеко не в рынке. Это сфера социальной ответственности, это дети. Если их не учить, они могут выйти на улицу.

Серьезные изменения коснутся и среднего профессионального образования. Согласно реформе, оно должно каким-то образом интегрироваться с начальным профессиональным и с высшим. Потому что бакалавриат – это, по сути дела, то, чем занималось среднее профобразование. А начальное профессиональное образование по качеству должно выйти на уровень среднего. Здесь нужно разбираться с самим содержанием среднего профобразования и с тем, в каком месте оно будет находиться в системе непрерывного образования.

Высшее образование – это наиболее сильная составляющая в России, и по организации, и по сплоченности, и по ресурсам. Безусловно, его реформирование – вопрос наиболее сложный.

– А что касается сферы дополнительного образования?

– В сфере дополнительного образования больше однозначности: эта система быстрее всех адаптируется к реформам, поскольку, если она этого не сделает, она просто-напросто не выживет, как это сейчас и происходит со многими учреждениями. Дополнительное образование должно быть тесно связано с базовым и полностью ориентировано на заказчика. Это рынок, поскольку бюджетного финансирования в этой сфере нет. Его, кстати, и не должно быть, поскольку здесь есть прямые потребители. Заказчиками выступают государство, предприятия, организации и бизнес. Это метод целевого проектного управления.

– Люди готовы учиться дополнительно? Есть понимание того, что это нужно?

– Под словом «учеба» я понимаю не только сидение за партой, но и самообразование, кому что больше подходит. Но более правильно, конечно, сочетать и то, и другое. То есть человек постоянно работает над собой, повышает квалификацию самостоятельно, а на каких-то этапах приходит к выводу, что учиться лучше в группе таких же, как он, специалистов. И тогда этот процесс идет организованно в какой-то из систем дополнительного образования. Просто у нас он пока не стал обязательным и массовым.

– Сегодня администрация области вплотную занимается изменением процедуры выделения государственного заказа. Кто будет оплачивать базовое образование по госзаказу? Как в целом будет происходить финансирование получения образования?

– Это будет многоканальное финансирование, которое является одной из идей непрерывного образования. Во-первых, областной бюджет, но только в той части, в которой этот заказ подтвержден необходимостью данной профессии и данным уровнем качества образования. То есть, проще говоря, если готовится рабочий третьего разряда, а предприятию нужен пятый, то, наверное, логично, что за пятый разряд будет доплачивать само предприятие. Специалисты будут готовиться не просто на рынок труда, а под конкретное требование предприятия, которое должно будет предоставить базу практики, материальную базу, мастеров по обучению. Это еще одна идея непрерывного образования: мы должны стать органической частью тех предприятий, под которых выполняется заказ. Поэтому финансирование будет частично из областного бюджета и частично от заказчиков, которым нужен специалист не среднего, а более высокого уровня. Ну и частично – это финансирование непосредственно самим учащимся, так, как сегодня происходит финансирование коммерческого обучения в вузах.

– Получается, придя в подобный образовательный холдинг и поднимаясь по ступеням, человек может рассчитывать на гарантированное рабочее место? Как вообще работает система непрерывного образования?

– Человек может начать работать после каждой ступени базового образования. А может работать и параллельно с учебой. Допустим, школьник пришел на уровень начального профессионального образования, закончил его и получил профессию. И дальше он может идти на рабочее место. Проработал два года, его интересует карьера, и он решает, что ему нужно среднее профессиональное образование. Он снова возвращается в холдинг и получает среднее профессиональное образование с учетом того, что он там уже учился. Речь идет о стыковке учебных планов. Далее он снова делает какой-то перерыв, работает, потом понимает, что ему просто необходимы знания по компьютерным технологиям. Он получает их в виде дополнительного образования. Далее он работает мастером и говорит: мне нужны управленческие знания. Идет на одну из программ дополнительного образования и повышает свой уровень в области, например, маркетинга и управления персоналом. У него появилась перспектива занять должность начальника цеха, и он идет на ускоренное высшее образование. Его назначают в резерв на должность замдиректора – он приходит на программу МБА. Таким образом, ученик, попадая в систему непрерывного образования, учится по согласованным учебным планам, использует единое методическое обеспечение и общается с единым преподавательским составом. То есть объединяются ресурсы, имеющиеся на разных уровнях образования. Такая система обеспечивает лучшее качество подготовки специалиста и при наличии тесной связи с производством и бизнесом дает большие возможности для успешной деловой карьеры.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка