№49 (351) 17 декабря 2007 года

Атланты падающих крыш

№49 (351) 17 декабря 2007 года
Тысячи собственников аварийного жилья могут быть похоронены под развалинами домов.

Когда рушится крыша над головой, оптимисты хватаются за крышу, пессимисты – за голову. Михаил Мамнич

Три целевые жилищные программы действуют на территории Пермского края, но существенно изменить ситуацию с жильем они не способны. Дело, по большому счету, даже не столько в самих программах, сколько в чиновниках, отвечающих за их реализацию. Сегодня мы акцентируем внимание на краевой целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья».

Еще в 2005 году она должна была спасти сотни семей в крае от опасности оказаться погребенными под крышами собственных развалюх. Реального результата программа не дала до сих пор. Даже те копейки, которые предусмотрены из бюджета на переселение жителей, в полном объеме не выделяются. Ничего удивительного, ведь министр градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Александр КУДРЯВЦЕВ наверняка живет не в аварийном доме. Поэтому на главную проблему тысяч семей в крае смотрит весьма оптимистично.

Взаимовыгодный дуэт

Как только появилась программа, чиновники нашли «противоядие». Они начали отдавать целые кварталы с аварийными лачугами под возведение коммерческого жилья строительным фирмам, повесив на них обязательства по переселению жителей. Строители быстро нашли альтернативный выход: если деревянная избушка сгорит – никого переселять не придется. С тех пор старые дома, оказавшиеся в поле зрения застройщика, полыхают один за другим.

Последнюю проверку эффективности реализации целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» КСП проводила в июле 2006 года. Поэтому к этим данным мы и будем обращаться, понимая, что картина сегодняшнего дня еще апокалиптичней.

«Концепция жилищной политики края на 2003-2010 годы» приводит следующую статистику: в 2003 году жилищный фонд Пермского края насчитывал более 50 млн кв. метров, из которого почти 2 млн кв. метров приходилось на ветхое и аварийное жилье. С 2003 года в течение семи лет в крае планировалось снести более 80 тыс. кв. метров аварийного жилья. До окончания «ударной» восьмилетки осталось три года, а даже десятая часть плана чиновниками до сих пор не выполнена. Строительные организации, отхватывая под возведение элитного жилья целые кварталы, расправляются с ветхими землянками куда более оперативней чиновников.

При разработке программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» учитывалось, что средства федерального, областного и местных бюджетов составят 60 процентов от общего объема финансирования на строительство и приобретение жилья, 40 процентов – внебюджетные средства.

Требуется адаптация!

В 2005 году из общего объема средств областного бюджета, выделенных на реализацию программы, 45 процентов «осело» в Перми, оставшиеся деньги были поделены между четырнадцатью муниципалитетами.

Из федерального бюджета в позапрошлом году было выделено всего 9 млн рублей, в то время как программой предусматривалось, что это финансирование будет составлять 30 млн рублей. Кто в этом виноват? Федеральные чиновники? Отнюдь. Программа «Переселения» – краевая, разрабатывали ее наши чиновники, значит, ответственность за ее реализацию они и несут. В 2005 году за переселение жителей края из аварийного жилья отвечал комитет строительства, архитектуры и градостроительства Пермской области, ныне – министерство градостроительства Пермского края. Наверняка наши краевые реформаторы попросту не успели вовремя сформировать пакет документов, необходимый для получения денег из федерации.

Впрочем, изобретательные чиновники тут же попытались исправить собственный прокол, выделив из краевого бюджета большую сумму, чем предусматривалось программой. Только компенсировать недостающие 20 млн рублей из федерального бюджета им так и не удалось.

Дело в том, что средняя расчетная стоимость 1 кв. м. согласно условиям целевой программы почти в 2 раза меньше рыночной стоимости. Краевые чиновники, утвердившие программу переселения, сами себя загнали в угол. С одной стороны – приобретать жилье у собственников аварийных помещений они не могут выше регламентированной программой стоимости, с другой – даже полуразвалившееся помещение ни один житель не разрешит муниципалитету снести за копеечную компенсацию.

В Перми, Лысьве и Октябрьском районе этот процесс выражен четко. Цены на недвижимость в краевом центре идут вверх не по дням, а по часам, в то время как программой столь интенсивный рост цен на квадратные метры не предполагался. Средняя расчетная стоимость 1 кв. м. жилья в Перми в 2005 году по программе составляла около 16 тыс. рублей, фактическая – более 25 тыс. рублей..

К примеру, у жителей аварийного дома № 95 по ул. Советской Армии чиновники купили помещение по цене 27, 5 тыс. рублей за 1 кв. метр, у жителей дома №5 по ул. Барнаульской – 23, 2 тыс. руб. за 1 кв. метр. Вот и получилось, что администрация Перми неправомерно израсходовала на 14 млн рублей больше, чем предусматривалось, так и не выполнив полностью в 2005 году план по переселению.

К примеру, в Лысьве в 2005 году переселиться должны были 166 человек, а реально переехало из аварийных помещений лишь 77 жителей. В Кунгуре и Верещагинском районе не переехала ни одна семья. Причина одна – отсутствие средств в местных бюджетах и внебюджетного финансирования. Новое жилье там не по карману нуждающимся в переселении семьям – 40 процентов от стоимости новой квартиры жители заплатить не могут.

Как всегда – на бумаге одно, в действительности – другое. Это касается не только цен на жилье, но и количества переселенных семей. Из-за собственных многочисленных проколов чиновники сегодня оказались на распутье – либо вплоть до 2010 года получать по шапке за провал сроков переселения жителей из аварийных домов, либо адаптировать программу к сегодняшней реальности. Выбрали они, судя по всему, первый вариант.

Метод «закрывания глаз»

Еще в 2006 году Контрольно-счетная палата Пермского края выдала правительству Пермского края рекомендации. Первая – проанализировать причины низкого участия муниципальных образований в реализации программы и принять меры к их устранению. Вторая – рассмотреть возможность ориентации программы на переселение граждан из ветхого жилья во вновь построенные жилые помещения, а не в приобретенные на вторичном рынке.

В нынешнем году специалисты КСП итоги подвели освоения бюджетных средств за 9 месяцев. Министерство градостроительства и развития инфраструктуры выполнило план в отчетном периоде менее чем на 70 процентов, результат по реализации приоритетных региональных и краевых целевых проектов – нулевой. То есть из всех существующих сегодня программ министерство не реализовало за 9 месяцев 2007 года ни одной. Те, кто должен был переселиться из аварийного жилья в новое, могут выразить искреннюю благодарность председателю правительства Пермского края Николаю БУХВАЛОВУ и министру градостроительства Александру Кудрявцеву!

В 2007 году по сравнению с 2005 годом ситуация лишь усугубилась: мало того, что собственники аварийного жилья по-прежнему переселяются во второсортные квартиры «там, куда не ходят поезда», так количество переселяемых семей с каждым годом еще и стремительно сокращается.

Программа «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилья» оторвана от реальности настолько, что никакой практической пользы нам не приносит. Жилфонд в Пермском крае износился так, что в срочной «эвакуации» нуждаются десятки тысяч семей, а по программе число переселенцев измеряется сотнями человек. Из этой сотни в действительности переезжают лишь десятки. Поэтому выход на сегодняшний день один – если вдруг увидите, что крыша падает на вас, хватайтесь не за голову, а за крышу, чтобы она вместе с вами не ушла под землю. И держите ее как атланты, пока у чиновников до вас руки дойдут.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка