№49 (351) 17 декабря 2007 года

Борт 7 к налету готов

№49 (351) 17 декабря 2007 года
или будущее пермского авиаперевозчика и аэропорта.

С конца ноября 2006 года в Пермь начали летать представители различных российских авиакомпаний, для того чтобы обсудить вопросы сотрудничества с ФГУП

«Пермские авиалинии» (ПАЛ). В правительство Пермского края поступали предложения-презентации от свердловских авиаторов («Уральские авиалинии», Екатеринбург) и S7 Airlines. Кроме этих компаний, пермяки рассматривали и другие варианты сотрудничества. В результате, как известно, в тесные партнерские связи с ПАЛ вступила S7, хотя перелеты в пермском направлении осуществляют уже 12 авиакомпаний. С тех пор прошел год.

Сибирские «оккупанты»

Одной из причин этого союза стали давние партнерские отношения между ПАЛ и тогда еще авиакомпанией «Сибирь». Напомним, что до вступления в силу нового трехстороннего соглашения между авиаторами из пермского аэропорта «Большое Савино» сибиряки осуществляли по договору код-шеринга перелеты по маршруту Пермь-Москва-Пермь. И.о. генерального директора ПАЛ Вячеслав ТЕКОЕВ озвучил и другую причину: «Сотрудничество именно с S7 было обусловлено тем, что на наши условия по развитию авиаперевозок согласились только они, хотя были предложения и других авиакомпаний. Этот шаг имел эпохальное значение для пермского летного предприятия, поскольку позволил увеличить приток пассажиров (в том числе, за счет снижения цен на билеты), трудоустроить летчиков».

За 11 месяцев текущего года из Перми и в Пермь было перевезено более 250 тысяч пассажиров (выполнено 3111 рейсов). В целом рост авиаперевозок из Перми составил: по количеству рейсов 17%, по внутренним авиаперевозкам 47%, по международным направлениям 70%. Прирост пассажиропотока «базовой летной компании Перми», то есть S7, составил 36%, количество рейсов увеличилось на 17%.

80% всего пассажиропотока пермского аэропорта – это рейс Пермь-Москва-Пермь.

Впрочем, это официальная версия. Возможно, есть «негласный бизнес-интерес» или «помощь высокопоставленных». Кроме этого, в прессе периодически появлялись заметки «о любви «Сибири» к авиакомпаниям, испытывающим финансовые трудности, к которым они «спешат на помощь». В 2004 году «Сибирь» приобрела за долги 54% акций ОАО «Челябинское авиапредприятие» (ЧАП). Так под ее контролем оказались аэропорт Челябинска «Баландино», челябинская «Топливозаправочная компания» и авиакомпания «Энкор». Все это сопровождалось судебными разбирательствами, захватами территории челябинского аэропорта и московского офиса «Энкора», активным сопротивлением работников ЧАП. Отметим, что в июне этого года Транспортно-промышленная группа МРП приобрела у структур «Сибири» контрольный пакет ЧАП, в собственность которого входит челябинский аэровокзал. Компании инвесторов, взявших под контроль челябинское «Баландино», уже являются крупными совладельцами новосибирского «Толмачево» и барнаульского «Алтая». До конца года после покупки еще двух аэропортов все они будут объединены в холдинг с рабочим названием «Евроазиатская аэропортовая компания».

Еще ранее в 2001 «Сибирь» объявила о слиянии с авиакомпанией «Внуковские авиалинии», которая тоже имела большие долги. Возможно, что все эти эпизоды обеспокоили пермских летчиков, которые год назад обращались в прокуратуру с просьбой проверить законность договора ПАЛ и S7. Хотя до реального поглощения еще далеко – «Пермские авиалинии» – по-прежнему государственное предприятие, которое находится в списке стратегических объектов и не подлежит приватизации. Дело в том, что взлетная полоса пермского аэропорта является объектом совместного базирования с Минобороны РФ, что и осложняет процесс возможного акционирования, который тянется уже долгое время. На протяжении всего этого времени не угасает интерес краевой администрации к вопросам скорейшей смены формата собственности ПАЛ. Так в 2005 году краевая администрация обращалась в Росавиацию с предложением исключить аэропорт из списка стратегических объектов. А в 2004 были прошения о передаче летного предприятия на содержание областной администрации. Однако усилия и ПАЛ, и краевых властей успехом не увенчались, приватизация вновь отложена.

Future PermAirline

Впрочем, обрисовать контуры будущего «Пермских авиалиний» уже возможно. Предприятие после акционирования будет разделено на два – на собственно летную компанию и аэропорт. Вероятнее всего, место летной компании займет S7. Ее уже сейчас называют «базовой авиакомпанией Перми», несмотря на то, что из аэропорта «Большое Савино» перелеты осуществляют 12 различных авиакомпаний. Во-первых, «сибиряки» приняли на работу часть летного состава ПАЛ и предоставили пермским летчикам самолеты в аренду. А во-вторых, около 80% всех авиаперевозок из Перми и в Пермь осуществляет именно S7. Например, на основном пермском маршруте Пермь-Москва-Пермь за последний год было перевезено более 228 тысяч пассажиров, из которых 163 тысячи, то есть более 70%, стали клиентами S7. В настоящее время экс-«Сибирь» осуществляет пять ежедневных рейсов по этому направлению.

To Bolshoe Savino

Если с ролью S7 все более или менее ясно, то со второй частью ПАЛ – аэропортом «Большое Савино» – неясностей гораздо больше. Кто станет собственником аэропорта после приватизации? Когда будет построен новый терминал? Перенесут ли аэровокзал в другое место и так далее? На каждый из этих вопросов существует не один, а несколько сценарных ответов. Например, концепцию развития аэропорта до 2025 года для Пермского края разработает московский Государственный проектно-конструкторский институт авиационной промышленности. С победителем конкурса в ближайшее время будет заключен госконтракт на сумму 4,16 млн рублей, которую выделит региональный бюджет. Концепция должна быть представлена в марте 2008 года.

Сначала институт проведет анализ современного состояния аэровокзального и грузового комплексов аэропорта, их мощностей и соответствия международным рекомендациям IАТА. Также составит прогноз объемов перевозок пассажиров и грузов до 2025 года. На основании проведенного анализа институт разработает схемы размещения имеющихся и новых объектов аэропорта, представит данные по объему пассажирооборота аэропорта «Большое Савино».

Есть еще один сценарий. По нему краевое правительство решило обратиться в Росавиацию с просьбой ликвидировать грузовой терминал в «Большом Савино». На его месте планируется поострить новый терминал международных перевозок. Для строительства нового международного терминала в бюджете края на 2007 года уже были заложены 150 млн рублей.

Однако разработчик – компания Cyvas (Кипр) – не предоставил проектную документацию вовремя, и строительство в настоящее время откладывается. Кроме этого, для строительства новых мощностей аэропорта потребуется дополнительное финансирование. На данном этапе краевые власти ищут инвестора, а строительство нового терминала вновь откладывается.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка