№31 (632) 3 августа 2013 года (PDF)

Тени Веселого Роджера

№31 (632) 3 августа 2013 года
«Любая фотография – это сертификат присутствия». Ролан Барт «Любая фотография – это сертификат присутствия». Ролан Барт

Досужие мысли о фотопиратах и самоуважении.


На минувшей неделе Интернет негодовал по поводу закона о блокировке сайтов с контрафактными фильмами. Бестолковое порождение сервильных думских сидельцев, не успев вступить в силу, сделало слова «авторское право» популярным ругательством. И совершенно зря.

В начале двухтысячных в Перми появилось информационное агентство, сотворившее прежде невиданную штуку: сайт с цифровыми снимками. Ежедневно на сайт агентства выкладывалась пара десятков фотографий на местные темы, скачать которые можно было в любой момент. Для всех местных редакций были открыты тестовые аккаунты.

Но бизнес не пошел: пермские СМИ не особо стремились покупать фотографии. Причины были разные: сотрудники одних редакций были максимально далеки от общения с компьютером и интернетом, другие полагали крамолой, если стоимость снимка определяют не они. Их точку зрения выразил в приватном разговоре редактор одного приложения к федеральному изданию: «Зачем мы будем покупать фото, если фотографы их сами несут каждый день?»

Действительно, в ту пору фотографы-фрилансеры исправно пополняли редакционные фотоархивы – в надежде на публикацию и гонорар. Полагаясь на них, многие редакции даже не считали нужным иметь в штате фотографа.

За минувший десяток лет изменений произошло не много. Сегодня в Рунете существуют уже десятки фотоагентств, продолживших идею того пермского сайта, число штатных фотокорреспондентов в пермских изданиях не увеличилось, а фотографы-фрилансеры как-то сами собой сошли на нет. Их нишу занял сам интернет, работу с которым, наконец, освоили практически все, подвизающиеся в сфере СМИ. Но освоили весьма однобоко...


Скопировать, вставить

Как-то так повелось в медиа-сообществе, что фотоснимок часто считается второстепенным журналистским продуктом, «несерьезным» и потому не заслуживающим достойной оплаты. В самом деле, не платить же фотокору за то, что он кнопку на камере нажимает! Так все купят себе камеры, и начнется...

Но что делать ответственному секретарю или верстальщику, когда текст все-таки требует иллюстрации? Актуальный ответ прост: поискать в архиве редакции, а если там нет ничего подходящего, скачать в Интернете. Не купить(!) в одном из многочисленных фотобанков, а просто взять первое попавшееся фото, не заморачиваясь вопросами авторства и оплаты.

Популярность этого метода в последнее время превзошла все пределы. Мало кто из пермских фотожурналистов не сталкивался со случаями воровства их работ. Журналист Александр КОВЫЛКОВ даже навскидку не готов перечислить все случаи, когда его снимки были украдены: «Мои фото из Чечни, Дагестана, с российско-грузинского конфликта без моего ведома публиковали «Красная звезда», «Военное обозрение», «Комсомольская правда-Ижевск», «Комсомольская правда-Екатеринбург», «Комсомольская правда-Киев», «Советская Россия» и еще много изданий... Написал в «Красную звезду» – ни ответа ни привета, написал в Ижевск – статья осталась, подпись о моем авторстве фото осталась, а сам снимок с сайта убрали. И в ответ – молчание ягнят».

Фотографу Владимиру ВЛАСОВУ повезло больше: «Да, были случаи. Обычно всё решалось без проблем – люди адекватные попадались. Если где-то в газете или журнале, то гонорар выплачивали по запросу, до суда дело не доходило».

Сталкивался с этой проблемой и директор региональной фотослужбы «Коммерсантъ-Пермь» Максим КИМЕРЛИНГ: «Свои фотки находил, конечно, в березниковской прессе, и в Ура.ру однажды... Но в суд не стал обращаться, написал лишь грозные письма. Может, в следующий раз…»

Большинство опрошенных авторов предпочло махнуть рукой и не связываться с судебными разбирательствами. Но не все.


К барьеру, господа!

В последних числах июля Пермский краевой суд удовлетворил иск к Пермской краевой организации Союза журналистов РФ о компенсации за незаконное использование фотоснимков, взятых без согласия автора одного из пермских блогов.

Три года назад телекомпания «Урал-Информ ТВ» без согласия автора разместила в своей передаче снимки с места автомобильной аварии, в которую попал Land Cruiser пермского чиновника Игоря ОРЛОВА. Большое жюри

пермского Союза журналистов рассмотрело жалобу автора снимков на действия редакции, рекомендовало «обратить внимание редакций СМИ края на необходимость строгого соблюдения норм авторского права». Сотрудники принадлежащего Союзу журналистов сайта «Районка» «внимание обратили»… и выложили эти же снимки, снова забыв спросить согласия у автора.

Надо заметить, что оправдания у этих и других любителей использовать фотографии с контрафактным душком весьма разнообразны. От простейшего «Мы не знали, как найти автора» или изысканного «У нас же не коммерческое использование!», от святой уверенности, что поставить ссылку избавляет от необходимости запрашивать согласие автора, – до наглого «Вы выложили эти фото в свободный доступ, чего же вы теперь хотите?» и уж совсем феерического «Вы специально выкладываете фото в Интернет, чтобы потом с нас требовать компенсацию!!!»

Простая мысль о том, что избежать всяческих репараций можно, просто отказавшись брать чужое, не приходит современным медиафлибустьерам в голову...


Сознание рубль бережет

Резоны любителей воспользоваться находящимися в свободном доступе фотоснимками достаточно просты. Первый и главный из них – банальная экономия.

Фотоагентство «Коммерсантъ-Фото» предлагает региональным газетам снимки из своего архива минимум за 350 руб. В Перми крайне мало периодических изданий, готовых платить ту же цену за снимок, – обычно предлагают 100-200 руб.

Пойманные на контрафакте редакции очень негодуют, когда авторы отказываются от их такого «щедрого» предложения, и требуют компенсации своих нарушенных прав в размере от 10 тыс. руб. за снимок, как это предусмотрено ст. 1301 Гражданского кодекса РФ.

К сожалению, такие случаи еще не очень распространены. Фотографам мешает как иррациональный страх перед обращением в суд, так и простая правовая неграмотность.

И всё же, как пишет в своем блоге директор известного российского фотобанка «Лори» Ирина ТЕРЕНТЬЕВА, «выросло поколение фотографов, которые стали уважительно относиться к своему труду... это на самом деле некий скачок в сознании. Когда ты никто, звать тебя никак, и работа твоя гроша ломаного не стоит, каждый может ее бесплатно использовать, и еще посмеяться, что лох права качает, то возникает озлобленность и нежелание соблюдать закон. Когда ты внезапно понимаешь, что твои фотографии – это источник дохода, ты работаешь, тебе за это платят... – внезапно понимаешь, что сам хочешь уважать права других... ибо «внезапно приходит понимание». И уважение. Сперва себя, потом остальных. Пока нет уважения к себе самому – до уважения к другим дорасти сложно».

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка