№31 (632) 3 августа 2013 года (PDF)

За один чих

№31 (632) 3 августа 2013 года

Будет ли эффект от «эффективного контракта»?

В конце прошлого года Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруда) разработало «Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 годы». Она была поддержана рабочей группой российской трехсторонней комиссии. Внедрена приказом министра

№ 167н от 26 апреля этого года.

7 мая соответствующий указ подписал президент.

Главная ее задача – повышение качества услуг, предоставляемых населению. Это касается бюджетной сферы – здравоохранения, культуры, образования, куда попадают и спортшколы, и учреждения социального обслуживания.


Интенсификация или эксплуатация?

К 2018 году, следует из документа, средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна в два раза превышать среднюю зарплату по региону. Заработки преподавателей начального и среднего профессионального образования, работников культуры, социальных работников, младшего и среднего медицинского персонала будут закреплены на уровне средней региональной зарплаты. Программа должна создать связь между повышением зарплат и достижением «конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг».

В новой реформе Минтруда прежде всего делает упор на внедрение механизма стимулирования бюджетников к повышению качества оказания услуг в виде так называемого «эффективного контракта». Этот термин расшифровывается как «трудовые отношения, основанные на наличии госзадания и целевых показателей эффективности работы». Они также основаны на оценке эффективности деятельности работников, на системе оплаты труда, учитывающей сложность выполняемой работы, количество и качество за-траченного труда, и, наконец, на системе нормирования труда.

С «эффективным контрактом» в трудовом договоре конкретизированы должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда работника, условия оплаты и предоставления льгот. Ресурсы для повышения зарплат должны быть найдены в самой системе (в частности, за счет реорганизации неэффективных учреждений).

К документу возникла масса претензий как у руководителей учреждений, так и у отраслевых профсоюзов.

В «спортивном» профсоюзе нам объяснили, что нет никаких расчетов, какие учреждения являются эффективными, а какие нет, и как и когда они будут оптимизированы. Если работа за дополнительную плату выйдет за рамки рабочего времени, когда бюджетник будет вынужден сам себе зарабатывать, то это будет сверхнагрузка. И получается, что к повышению оплаты труда это не имеет никакого отношения, это интенсификация труда – по сути, эксплуатация. Вот и получается, что эффективный договор – это фактически профанация повышения зарплаты.


Бояться не надо

Пермский городской спорткомитет долго мудрить не стал, переписал стандартный контракт и разослал его «руководителям всех подведомственных учреждений» – директорам спортшкол – с требованием срочно его подписать в двух экземплярах и вернуть в комитет.

Директора в свою очередь должны будут разработать свои «эффективные контракты» и заключить их со своими работниками. Как это будет выглядеть, пока никто не знает.

В спорткомитете нам разъяснили, что бояться нововведений не следует, что введение «эффективного контракта» не предполагает изменений трудового законодательства. Речь идет лишь «о качественном совершенствовании трудовых отношений в рамках действующего трудового договора. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, четко установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику, нельзя допускать их двойного толкования. Как и раньше, зарплата каждого конкретного работника будет складываться из нескольких составляющих: оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

языком  цифр

Сегодня в России в бюджетной сфере задействовано примерно 20% всего работающего населения страны – 14,4 млн чел., из них 5,2 млн – в сфере образования, 3,9 млн – в здравоохранении и социальных службах.

В 2008 году Минтруда провело реформу зарплат работников бюджетной сферы, в результате которой они перешли с единой тарифной сетки на отраслевую систему оплаты труда. Однако эксперты отмечают, что фактически реформа 2008 года была провальной, поскольку соотношение средней зарплаты к среднему уровню по экономике так и не улучшилось. Так, в образовании зарплата не превысила 70% среднего уровня оплаты труда по экономике, в здравоохранении – 78%.

Поможет ли работникам бюджетной сферы «эффективный контракт», обещанный президентом России, – покажет время.

 

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка