№31 (632) 3 августа 2013 года (PDF)

Не останавливаясь на достигнутом

№31 (632) 3 августа 2013 года
Сергей Федотов отдает все силы театру – с помощью власти или без нее Сергей Федотов отдает все силы театру – с помощью власти или без нее

Сергей ФЕДОТОВ, художественный руководитель театра «У Моста», – о фестивальном и гастрольном турне труппы, о культурной политике края и «зеленой» стройке в театре.

– Сергей Павлович, ваша труппа недавно вернулась из долгого фестивального турне…

– Эти гастроли были очень сложные. 22 июня мы приехали  в чешский Градец-Кралове, где ежегодно проходит грандиозный фестиваль «Театры Европейского региона». Он длится 10 дней, участвуют более 15 стран. Его заслуженно называют вторым Авиньоном.

Мы уже многие годы приезжаем на этот фестиваль, более того, «У Моста» – единственный театр, который удостоен чести играть в основной программе сразу два спектакля. В этом году мы показали «Безрукий из Спокэна» МакДонаха и главную премьеру юбилейного сезона – «На дне» Горького. Эти спектакли в Чехии  еще не видели, поэтому было очень волнительно. Ну и, конечно, театральный зритель в Градец-Кралове воспитан фестивалями, поэтому там всегда ответственное выступление.

– С чем связываете такое особое отношение?

– Именно на этом фестивале в 1995 году театр «У Моста» впервые выступил перед европейским зрителем, и стал для него открытием.

Театр «У Моста» имеет совершенно уникальную стилистику. И не только потому, что это единственный в мире мистический театр. Мы развиваем исконно русские традиции живого психологического театра, при этом традиции претворяем в современность, учитывая актуальные театральные поиски. Нас называют авангардным театром. Критики пишут, что такого театра в Чехии, и вообще в Европе, – нет, потому что это уникальное направление, соединяющее психологический гротеск, импровизацию, магию. И наши спектакли всегда воздействуют на зрителя гипнотически.


Драматург №1

– После фестиваля вы выступили с гастролями в Праге?

– Не сразу. На Украине в это время шел фестиваль «Золотая маска в Севастополе», и нас пригласили принять в нем участие со спектаклем «Калека с Инишмана» – лауреатом премии «Золотая маска».

Нам никто не верит, но «У Моста» за три неполных года объездил с этим спектаклем 25 фестивалей и почти везде получил гран-при. Критики пишут, что это спектакль-феномен, и что в России никто лучше нас Мартина МакДонаха не играет. Точный ключ к нему мы нашли потому, что много играли Гоголя и Булгакова, и относимся к МакДонаху как к классику. Сейчас МакДонаха много ставят в России, но почти не знают в Украине. Организаторы «Золотой маски» не подозревали, что у нас такая популярность на Украине. Несмотря на жару, море и пляж, зал был полон до отказа, и зритель оказался очень благодатный. Постоянные аплодисменты во время действия и бесконечные  вызовы на поклон…

Любопытен факт, что в то время, когда мы играли в Севастополе «Калеку с Инишмана», в Лондоне на сцене Национального королевского театра прошла премьера постановки по этой пьесе с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли (известен в кино как Гарри Поттер). 29 июня мы приехали в Прагу, где нам предстояли очень сложные гастроли на сцене театра комедии. Пять дней, пять разных спектаклей.

– Вы не первый год ездите в Прагу – какое ощущение от зрителя, от приема?

– Нас ждали, билеты были раскуплены задолго до начала гастролей. Успех был невероятный. Во время спектакля происходило чуть ли не братание со зрителем, такой был контакт. Местные журналисты написали, что как минимум 20 лет в Праге не было таких масштабных зарубежных гастролей.


Что есть имидж края?

– Возникли ли идеи совместных проектов?

– Да, когда руководители Пражского театра комедии увидели такой невероятный успех и предложили сотрудничество. Сейчас обсуждаем возможность моей постановки на их сцене. И в планах есть создание совместного спектакля.

Кроме того, в Праге есть знаменитая журналистка и владелица нескольких газет Ольга КОНДРАШИНА. Она бывшая пермячка, но живет в Чехии уже более 30 лет. Когда-то именно Ольга начала издавать в Чехии первую русскоязычную газету. И оказалось, что она со своей коллегой Ларисой ДАШКОВОЙ несколько лет назад провели в Праге фестиваль под названием «Пермский период». На этих творческих вечерах выступали коллективы нашего города, представляли пермские художественные достижения. Причем эти хрупкие женщины проводили фестиваль практически за свои личные деньги.

Три года назад Ольга приезжала в Пермь и разговаривала с бывшим краевым министром культуры Николаем НОВИЧКОВЫМ, которому предложила провести фестиваль пермской культуры в Праге. Но власть ее предложением не заинтересовалась. Это совершенно абсурдный идиоматический перекос: Кондрашина предлагала проект, который действительно нужен Перми, чтобы позиционировать себя как – не буду говорить «культурную столицу» – но как культурный город. А властям было интереснее проводить эти бездарные и сумасшедшие фестивали «Белые ночи»...

Ольга и Лариса планируют провести весной «Пермский период-2». Они предложили нам занять главенствующее место в театральной программе. И сейчас, конечно, у меня есть надежда, что власть поменялась, и все-таки повернется в нашу сторону. Хотя с приходом нового губернатора я никакого изменения в культурной политике еще не увидел…


Показные жесты

– Что меня больше всего возмущает, так это широкие показные жесты власти. Весной сити-менеджер Перми Анатолий МАХОВИКОВ придумал, чтобы муниципальные театры создали попечительские советы. Идея хорошая, конечно, и мы были очень рады его созданию.

Председателем совета был выбран Армен ГАРСЛЯН, председатель совета директоров ОАО «Метафракс». И лично Армен

Гайосович нам уже помог – оплатил фуру с декорациями в Чехию. А это без малого 300 тысяч.

А член попечительского совета Николай ХРИСАНОВ от своего предприятия ко Дню театра подарил нам генератор дыма, который стоит не меньше.

Когда же зашла речь о конкретной помощи со стороны Маховикова, то мы ничего не увидели. В конце сезона я вынес на попечительский совет вопрос: к проведению юбилея, 7 октября, мы хотим расширить фойе за счет строительства зимнего сада. Когда мы играем в двух залах, то собирается 280 зрителей. Они в фойе не помещаются. Когда Армен Гарслян обратился к Маховикову, – тот ему отказал. Хотя уничтожено на проведение «Белых ночей» 250 млн, мы же просили 4 млн.

Очень грустно, что ничего не меняется в политике наших властей в сфере культуры. Но мы как делали свое дело – так и продолжаем. Выезжаем за рубеж и представляем край. Последние гастроли еще раз дали возможность проверить силы и испытать себя. Это было красивое завершение 25-го сезона.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка