№9 (210) 14 марта 2005 года

Снижать так снижать!

№9 (210) 14 марта 2005 года
29 октября 2004 года гипермаркет «СемьЯ» стал финалистом Рейтинга торговых центров. Так ли он безупречен?

Похоже, что время остановилось в той исторической точке, когда деревья были большими, цены - маленькими, а профессия продавца считалась если не престижной, то «хлебной». И до сих пор иные выпускницы торгового техникума обводят вверенное им царство высокомерным взором изгнанной королевы.

Проверить вышеозначенную логику довольно просто. Впрочем, ее и проверять-то не нужно: все мы ходим по магазинам, сравниваем, выбираем: Правда, последний глагол в этом ряду явно лишний: «купил товар со скидкой я - хороший магазин:».

Районы, кварталы…

Супермаркеты плодовитой «Семьи» настолько разношерстны, что к единому мнению даже по примитивному (а вообще, самому что ни на есть потребительскому) вопросу «хорошо-плохо» прийти невозможно. Например, только в Индустриальном районе представлены образцы и того, и другого. Между ДК Гагарина и ост. Одоевского расположился вполне «ничего-себе-семейный-детеныш». Ассортимент широкий, обслуживание - на уровне. Но стоит удалиться от этого блаженного места на какие-то две остановки в сторону Осенцов (в аккурат между ул. Давыдова и Ипподромом), как перед вами предстанет совершенно другая картина. Видимо, в «Семье» все-таки не без урода. «Сотрудники охраны» способны вывести из себя одним своим присутствием, потому как создается полное ощущение, что это не мирная вылазка за продуктами, и уж тем более не shopping, а скорее прогулка с конвоем. Красочные ряды из коробок шоколадных конфет не более чем обманчивый фасад. Затариться такими кондитерскими излишествами при всей их внешней привлекательности - очень опасная штука. Вдвойне опасно, если вы по доброте душевной решили кому-нибудь подарить «сладкий праздник». Я не знаю более глупого положения, чем «вскрытие» коробки с белесыми конфетками. Особенно злобит тот факт, что представительница обслуживающего персонала, честно глядя в глаза, уверяла, что «конфеты свеженькие, они у нас здесь не тают». Да и как не переставляй стеллажи с продуктами, как не тасуй отдельчики и витринки, а товара больше не станет, ассортимент не расширится. К тому же, я заметила некую особенность магазина: дешевые товары закупаются ограниченно, тогда как дорогие - вот они, с первых полок. Это касается и непищевых продуктов (например, в категории «до 15 рублей» представлена всего лишь «Лесная полянка»).

Как известно, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Готова поспорить. У всех «Семей» беда как раз одна: слишком узкие проходы между стеллажами, слишком мало пространства. Пробиться через толчею в «час пик» (между 17 и 19 часами) практически невозможно. Единственное достижение за все время существования - бесплатные пакеты.

Welcome!

Вот и дождались! Как говорится, «мы открылись!». И... сломались. Как известно, в первый же день работы лифты и эскалаторы вышли из строя.

Тем не менее, можно с долей уверенности сказать, что гипермаркет пользуется популярностью, особенно у приезжих. Тех, кто не поленился от ул. Попова (ТЦ «Айсберг») доехать до остановки «Гипермаркет «Семья» (бывшая «Н. Островского»), сразу можно отличить по нездоровому интересу к «бегущей дорожке» и стеклянным лифтам. Нравится посетителям и цветной фонтан.

Непонятно, правда, какому дизайнеру пришла в голову мысль, что свисающие на длинных нитях плоские картонные рыбки и облачка - это стильно. Так гипермаркет выглядел в ноябре. Сегодня рыбок поменяли на бумажные нарциссы и розы, облачка - на огромные воздушные шары. По-моему, это просто ностальгия по детсадовскому новогоднему утреннику: Не за эти же «достижения» гипермаркет оказался в числе трех финалистов Рейтинга торговых центров России-2004 и признан соответствующим современным требованиям?!

Просто добавь рубли!

Идем дальше. Все, что на шершавом языке советской сферы обслуживания раньше называлось «промтовары», слилось в одно единственное слово: гипер. Гиперсекции, гипероднообразие и гиперцены. Это ключевое слово, похоже, можно прибавлять ко всем эпитетам, характеризующим ярусы товара. Юбочка за 5000, сапожки за 11 000, очки за 19 900:

Мажорные девушки-продавщицы, на глаз определив стоимость моего прикида, лениво зевают, - не их покупатель! Правда, неизбежно приходит мысль, что в Перми не так много олигархов, готовых одеть и обуть своих дам в вещи по таким неоправданно высоким ценам.

В секции товаров для дома красуются совершенно гениальные объявления с пунктуацией низкосортного буфета: «Просьба, руками не трогать!». Конечно, можно понять, что при нашем менталитете такого рода объявления вкупе с белыми блузками в трогательных полиэтиленовых пакетах будут жить вечно. Но уж коли речь зашла о российских стандартах, а не о возможности пустить пыль в глаза очередным сертификатом, то следовало бы знать, что в торговых центрах европейского уровня (сейчас я имею в виду ТЦ IKEA, Москва) товару устраивают настоящие «смотрины»: на диванах можно лежать, за столами можно сидеть, мягкие игрушки можно теребить. И самое приятное: над душой не висит продавец, который не стесняется еще до твоего ухода маниакально смахнуть невидимую пыль, все подправить и плотнее пододвинуть, делая при этом такой вид: Не иначе проглотил металлическую линейку.

Но вернемся к нашим реалиям. Для тех, у кого к четвертому этажу гипермаркета возникло вполне закономерное чувство голода, очень кстати будут кафетерии, барчики и кофейни. Тут вам и отчаянно-розовый «Баскин-Роббинс», и изрядно поднадоевшие «Пельмешки без спешки», и отпрыск итальянского семейного ресторана Casa mia. И стулья, в общем, не скрипят, и вздох облегчения (ну, хоть поесть можно!) уже готов слететь с губ, пока: Пока не сделаешь заказ. И вот тут приходится горестно признать, что гипермаркет этот сродни обманчиво-прекрасной Барби из газетного киоска, сработанной наспех, без малейших претензий на качество.

В кафешке Trendy&Brendy на четвертом этаже одноразовые вилки-ножи подают через раз, на салфетках отчаянно экономят, да и качество еды оставляет желать лучшего: понять в процессе трапезы, жуешь ты пиццу или тряпку, невозможно, мороженое в вафельном рожке суют прямо в руки, уже занятые подносом:

В сочно-зеленой «Семье» на первом этаже было все: многочисленные таблички, напоминающие о необходимости взять пакет и взвесить товар, а также предостерегающие от преступного поедания непроплаченных продуктов, ряды стеллажей с косметикой и бездонные корзины с шапками, футболками и проч. Но не покидало ощущение блошиного рынка, на развалах которого копаются: как бы это помягче... бомжеватого вида люди. Да и как, интересно, купить джинсы из общей корзины, не примерив их?

Made in Perm

«Семейный» журнал, свободно (как ни странно!) лежащий на стойках, представляет собой отчаянную попытку хоть чем-то походить на качественный «глянец». Например, на «Вещь» (приложение к журналу «Эксперт»). Получается, правда, своеобразно: красивые фотографии красивых авто, полуобнаженные девушки в драгоценностях по броским ценам, мужская и женская проза (на одну, впрочем, понятно какую тематику), а также многочисленные восхваления гипермаркета. Особенно забавно наблюдать, как автор, захлебываясь в восторгах, выдает такой, например, шедевр: «тушь и тени для ресниц». Очень мило, только «несбыточно».

А ведь «гипер» и «супер» - это не только характеристика занимаемой площади. Это еще и некий показатель статуса торгового помещения. Это претензия на элитарность, некий концентрат и сгусток всего того, что принято называть «the best». Это, если хотите, те самые сливки. Только жидковаты они получились у «семейных» энтузиастов. Грубо говоря, взяли и собрали маленькие магазинчики на одной площади, куртки пошире развесили, часики подальше разложили: Только если в том же «цумовском» формате отделы, возможно, и «играли», то на четырех этажах гипермонстра они просто не выдерживают конкуренции. Нет абсолютно никакой необходимости проходить все секции с одеждой, потому что они похожи даже не как братья-близнецы, а как клон и его «исходный образец», как будто их отксерокопировали для того только, чтобы увеличить арендную плату в энное количество раз.

Не хочет качественное обслуживание приживаться на пермской почве, не культивируется оно здесь. Или плохо культивируют. Но не забывают сообщить нам о неком топ-листе торговых центров-финалистов, в который непонятным образом попала «СемьЯ». И в скором времени обещают повесить этот сертификат в красивой рамочке на самом видном месте. А на противоположной стороне улицы - неприглядные и жалкие бараки, утопающие в грязи.

Руководитель проекта, кажется, даже летал в Турцию для того, чтобы обговорить детали превращения прилегающей к «Семье» территории в развлекательный центр. Знаете, господа, закрадываются смутные подозрения, что напрасно. Что из всей этой затеи получится такой же «домашний пирог с вишней», который мне однажды довелось попробовать в одном из фастфудовских кафе. Название приятное, стоимость завораживающая: Только под вишневым желе притаился сухой, скучный и обидный (потому что неприятно-неожиданный) полуфабрикатный корж «Рыжик».

Группа «ЭКС» начала строить 4-этажный гипермаркет осенью 2001 года на пересечении улиц Горького и Малышева. По словам генерального директора группы «ЭКС» Андрея СТАРИКОВА, подряд на строительство гипер-»Семьи» компания предпочла отдать турецкой фирме Summa, обещавшей возведение здания за 2,5 года, тогда как российские фирмы начинали отсчет с трехгодичной отметки. Кроме того, новшеством для Перми стали и монолитные железобетонные конструкции, отличающиеся долговечностью.

Площадь объекта - 29 тыс. кв. метров, что по сравнению с самым масштабным из 30 магазинов «ЭКСа» - ЦУМом - составляет трехкратное увеличение. По сообщению газеты «Коммерсантъ», Западно-Уральский банк Сбербанка России согласился кредитовать проект гипермаркета под залог универмага. По данным этой же газеты, «ЭКС» занял у Сбербанка $15 млн, что составило 70% сметы строительства. Возврат основной части денег предполагался из прибыли гипермаркета.

«Большая Семья» открылась в марте 2004 года, на три месяца позже обещанного срока. По словам руководителя проекта Андрея Старикова, задержка произошла по вине генподрядчика - турецкой фирмы Summa. Магазин пропустил новогодний торговый сезон, турки лишились премии, размер которой был заранее оговорен при условии сдачи объекта к концу 2003 года.
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
  • 02.05.14 - Бюджет теряет деньги из-за «бомбил»
  • 02.05.14 - Врачи уходят как-то невзначай
  • 02.05.14 - 1 мая в Перми отпраздновали 187 тысяч горожан
  • 02.05.14 - 34 пермяка обратились в лаборатории с укусами клещей
  • 02.05.14 - В Черняевском лесу активисты собрали 2 тонны мусора
  • 01.05.14 - Ну что, поехали!
Рассылка
люстры . Камин Лайн:камины,печи,топки,барбекю,дымоходы в Москве-продажа . бурение скважин уфа . передвижные электростанции в контейнере типа "Север"