№14 (265) 17 апреля 2006 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№14 (265) 17 апреля 2006 года | Промышленность
Игорь Немтин

На краю…

Кризис промышленности Пермского края очевиден, однако желания исправить ситуацию в действиях чиновников по-прежнему нет.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Статья 21

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Псевдопозитив

Беспристрастные факты и цифры говорят о том, что в Пермском крае приведенный выше закон либо не соблюдается совсем, либо исполняется на далеком от идеального уровне.

В 2001 году регион был на седьмом месте среди всех субъектов страны по уровню социально-экономического развития. В 2005 уже на 14. Рост объема промышленного производства в Пермской области за последние годы составил всего около 8%. Сельское хозяйство региона за первые годы XXI века перешло в завершающую стадию полного вымирания: снижение объемов выпуска продукции – почти на 20%. За последний год произошло снижение объема инвестиций в основной капитал, существенное снижение показателей в обрабатывающей, химической промышленностях. Это результаты работы принципиально новой, либеральной власти, состоящей из экономистов и бизнесменов.

То, чем не так давно гордился Пермский край – наукоемкая, оборонная, обрабатывающая промышленность – сегодня является самым проблемным местом в развитии. Кризис промышленного производства есть, его нельзя не видеть, он – одна из основных причин реального бедственного положения жителей края. И в это же время у власти нет сколько-нибудь внятной программы развития промышленности Прикамья, предполагающей конкретные и эффективные действия. Все, что за по-следнее время было представлено на рассмотрение в Законодательное собрание области, являлось не более чем простым перечислением проблем региона. Пути их решения если и предлагаются, то только на словах. Между тем из года в год ситуация практически не меняется. Рост некоторых экономических показателей региона провоцируют сами участники рынка, не благодаря, а, скорее, вопреки контролю и регулированию государственных органов.

Пропасть

Все в порядке, относительно, в калийной и нефтяной промышленности. там есть рост зарплат (пусть и несопоставимый с ростом цен на нефть), предприятия сокращают издержки производства, вкладываются в развитие…

Совершенно иная ситуация в остальных отраслях. Наукоемкие направления, требующие значительных вложений, так их и не дожидаются. Частный капитал не желает туда инвестировать, потому как отдача от таких производств приходит лишь через несколько лет, «быстрых» денег здесь не будет, а риски слишком велики.

Практически по той же причине бездействуют и региональные власти. Говорить о перспективах развития промышленности Пермского края чиновники любят, что-то делать для их реализации – не очень. Это сверхсложная работа, требующая частичного вмешательства государства, а не принципа «рынок сам все сделает». Для такой работы необходима прозрачность, низкий уровень коррупции среди чиновников и желание не отчитаться перед Президентом, а добиться надежного будущего для региона.

Сегодня Пермский край практически не экспортирует готовую продукцию. Все, что уходит на продажу, – всего лишь сырье, «полуфабрикат» для производства конечного продукта, который делают в других регионах страны.

Создается впечатление, что у властей региона нет понимания того, что в сегодняшних условиях в Пермском крае перспективно и выгодно сосредоточивать полный цикл производства, начиная с изготовления материалов и заканчивая созданием готового, конкурентоспособного товара. Если в 2005-2006 году сложившуюся ситуацию не будут исправлять, то в 2010-м все предприятия края, кроме имеющих отношение к калию и нефти, могут либо полностью «загнуться», либо «перекочевать» к соседям.

Исключение составят предприятия оборонной промышленности: госзаказ на нужды армии всегда был, есть и будет.

Сельское же хозяйство края (после смен собственников и рыночных реформ) вообще уже давно представляет собой одну большую и безнадежно бесперспективную пропасть. За последние несколько лет птицефабрики после приватизаций стали практически банкротами. Почти та же самая ситуация с молокозаводами, фермерскими хозяйствами. Прибыльными остались единицы.

В случае возможного падения цен на нефть Пермский край не сможет найти резервы для поддержания высокого уровня жизни населения. У нас просто нет, и при существующем подходе не будет другого конкурентоспособного производства. Хотя возможности для его развития в Пермском крае всегда есть, но их никто не использует. Очевидный пример – Коми-Пермяцкий автономный округ, обладающий просто огромными запасами древесины. Но деревообрабатывающая отрасль в регионе не развивается. Частники не видят перспективы для вложения своих средств, а государство самоустранилось от участия в решении их проблем, хотя могло бы помочь на законодательном уровне, могло помочь в определении путей развития… Это было бы выгодно всем. Ну, не должен жить бедно округ, потрясающе богатый одним из самых востребованных товаров мира!

Действуйте!

Выход из сложившейся ситуации есть. Только надо иметь в виду, что время уже упущено, а восстанавливать позиции придется в жесткой конкурентной борьбе с предприятиями Свердловской области, Рыбинска, Казани, Москвы и Московской области, которые уже сегодня выигрывают по многим позициям.

А поэтому стоит ли чиновникам региона поддерживать рейдеров, провоцировать уголовные дела против высокопоставленных лиц «по необходимости», видеть в людях только рабочую силу и электорат, вспоминать о пермской промышленности лишь в преддверии приезда чиновников из Москвы? Может, лучше действовать в другом направлении? Наладить работу по мониторингу промышленности Пермского края, произвести тщательный анализ причин, и не просто констатировать факты, а спланировать и начать осуществление путей выхода из создавшейся ситуации и научиться, наконец, грамотно лоббировать интересы края в органах федеральной исполнительной и законодательной власти.

Химическая промышленность. Продолжает оставаться нереализованным огромный потенциал предприятий, ранее занятых исполнением оборонных заказов. Не задействованными остается огромное количество производств и технологий. Исключениями являются химические предприятия, ориентированные на выпуск товаров народного потребления или сырья для крупнейших федеральных производителей. Но на них идут перманентные корпоративные конфликты.

Приборо- и машиностроение. К сожалению, большинству производителей не удалось войти в успешно адаптированные к рынку федеральные холдинги, часть из них долго и нудно разбираются с наследием прошлого: непрофильные активы, жилье, социальная и жилищно-коммунальная сфера. Со стороны властных структур помощи в этих вопросах им фактически не оказывается. Попытки собственными силами создать интегрированные структуры пока не привели ни к чему хорошему. «Пермский центр двигателестроения» безуспешно создается с 2000 года.

При подготовке материала использовалась статья главного федерального инспектора по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО Виктора ШЕИНА «Краевые власти замалчивают промышленный кризис» («Новый компаньон» № 12, 4.04.06)

Просмотров: 483


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Прихватизация
Случай
Эпистолярий
Село
Форум
Регион Чусовой
Финансовые инструменты
Промышленность
Регион Березники
Строительство
Здравоохранение
Культура
Спорт
Политкомикс

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.