№22 (273) 5 июня 206 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№22 (273) 5 июня 206 года | Жилкомхоз
Анатолий ВАСИЛЬЕВ

Сточная арифметика

Принимая повышение коммунальных тарифов, депутаты Пермской городской думы нарушили закон?

«При региональной квоте 17,9% мы повышаем тарифы не более чем на 12%, так что можем честно смотреть в глаза людям», – произнес 24 мая глава города, обращаясь к Думе. Получается, Игорь Николаевич? Получается, господа депутаты?

А ведь если разложить тарифы по полочкам, то водоснабжение для населения дорожает с 1 июня на 35,6% (до 7,5 руб./кубометр холодной воды), а водоотведение – на 21,4% (до 4,93 руб.). Все это выльется в 57,03 руб. за водоснабжение и 37,49 руб. за водоотведение на одного человека в месяц. Суммарно вместо 72,92 рубля жители благоустроенного жилья будут платить за эти услуги на 29% больше – 94,52 рубля. Много это или мало, пусть каждый определит сам – из понимания того, насколько вода – дефицитный товар в нашем крае; насколько вода, текущая из крана, подпадает под понятие «питьевая», а не техническая, и сколько многие семьи тратят на бутилированную питьевую воду; и, наконец, исходя из величины своего бюджета.

Для сравнения укажем стоимость услуги в других городах страны: Екатеринбург – 93,6 руб., Саратов – 80,37 руб., Ярославль – 76,96 руб.

Есть города, где вода стоит дороже, например, Санкт-Петербург – 9,35 руб./куб. м, а есть, где значительно дешевле, как Обнинск – 3,94 руб./куб.м.

Знают это и власти. Они же решают, какими должны быть тарифы в Перми. Но, видимо, решают так же, без оглядки на население, как и с вопросом сдачи водоканала частнику в аренду. «Забывая», что не для того это делается, чтобы тарифы росли бешеными темпами и стремились к максимальным в стране. И не для того, чтобы частный оператор получал от этого миллионные прибыли и направлял их на выплату дивидендов вместо вложения в реконструкцию сетей.

Мутная водичка

Уже будучи главой Перми, Игорь Шубин пообещал, что рост тарифов ЖКХ не превысит 14%. Представители пермской мэрии оправдываются: так ведь не превысил! Повышаем в середине года, а не в начале, а если бы повысили в начале, то рост тарифов составил бы всего 11,4%. Потрясающая логика, даже неверные супруги так не изворачиваются!

В таблице приведено сравнение двух тарифов: 1 – если бы повышение с начала года составило 14% (как обещал Шубин); 2 – принятое Думой повышение на 29% с 1 июня:

Таким образом, рядовой житель Перми на конец года переплатит 28,68 рубля. Опять же – вроде бы мелочь, но суммарная потеря всех жителей города превысит эту величину примерно в миллион раз. А это только по водоснабжению и водоотведению. Посчитайте сами, сколько дополнительно получит «Новогор»? При этом после 2006 года наши затраты будут продолжать увеличиваться на 11,39 руб. в месяц и в последующие годы будут составлять 136,68 рубля с каждого человека.

Это еще при условии, что тарифы останутся неизменны и не будут подняты еще «на 11,4%». Впрочем, надеяться на то, что цены не будут расти и дальше, глупо. Теперь нас депутаты несколько лет не будут замечать, до следующих выборов. А «Новогор» тем временем будет продолжать получать сотни миллионов рублей ежегодно.

Развод по тарифу

Хотя тарифы на услуги коммунального хозяйства устанавливают муниципалитеты, держит их под контролем Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая ежегодно устанавливает предельные индексы максимально возможного изменения тарифов для каждого региона страны. Делается это для того, чтобы чиновники, зачастую зависящие от монополистов, не слишком увлекались повышениями цен, которые болезненно сказываются на населении. Приказом ФСТ от 29 декабря 2005 г. № 853-э/4 максимально возможная планка повышения тарифов в Пермском крае на товары и услуги организаций коммунального комплекса – 20%. Именно настолько максимально могли увеличиться тарифы на воду в течение года.

Региональная энергетическая комиссия Пермской области (РЭК) ограничила изменение этих тарифов в Перми до 19,3%. А 17,9%, названные Шубиным, это ограничение приказом ФСТ (у РЭК – 14,6%) тарифов, связанных с содержанием зданий муниципального жилищного фонда (мусоропровод, дворник, капремонт и пр.). ТСЖ устанавливают такие тарифы сами. Складывается впечатление, что чиновники просто не читают законов.

Чем же руководствовались наши депутаты, повышая тариф на водоснабжение на 35,6%?

Об их коварной арифметике мы уже говорили: якобы повысили на 35,6% лишь с июня, а потому в целом за год выйдет в пределах, разрешенных ФСТ: 35,6% умножаем на 7 оставшихся месяцев, делим на 12 (месяцев в году) и получаем 20,77%. Но даже это больше 20% (19,3% у РЭК)! Поэтому нам и подают усредненные цифры, за которыми всего этого не видно.

Но в законе не сказано ни о каком среднем росте на тарифы! Тем более – среднем от среднего, да еще растянутом на весь год.

Следуя извращенной логике пермских чиновников, если бы тариф повышался на 80% с IV квартала этого года, его рост составил бы величину, в среднем не превышающую 20%-го ограничения по году, установленного ФСТ: 20% умножаем на 4 (год = 4 кварталам), делим на 1 (последний квартал) = 80%! Нравится? А лучше бы подождали декабря 2006 г.: 20%*12/1 = 240%! Но так как цифры растянуты на весь год, да еще и усреднены с другими тарифами (горячее водоснабжение и отопление – рост по 9,8%, вывоз ТБО – на 18,9% и пр.), в итоге декларируется в целом 12% роста тарифов за 2006 год, что, мягко говоря, вводит пермяков в заблуждение…

Так почему мы должны платить сейчас больше на 35,6% лишь оттого, что господин Шубин и господа депутаты, скорее всего в предвыборных целях, не повышали тариф с начала года, а решили это сделать после выборов, подменяя смысл федеральных нормативных актов, да так, чтобы вернуть всю упущенную с начала года выгоду коммунальным монополистам?!

А ведь тут еще недоразумение за недоразумением, и не в нашу с вами пользу. По всей видимости, имеет место нарушение ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ. Так, в п.1 ст.13 указано: «Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее, чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра…».

Налили воды

Из статьи «Водоканал в аренду» (журнал «Интеррос», № 1, 2004 г.): «По мнению Олега Кононова, генерального директора «Новогора»… для того, чтобы модернизация не стала накладной для потребителя, с одной стороны, и чтобы инвестиции принесли инвестору прибыль – с другой, необходим договор аренды именно на длительный срок. В идеале это позволит заметно улучшить качество услуг без скачкообразного увеличения тарифов.

Стратегия продиктует инвестиционную программу. В нее заложат не те планы и цифры, которые нравятся инвестору, а те, что утверждены собственником и потребителем: населением и предприятиями.

От содержания инвестиционной программы в свою очередь зависит тарифное соглашение. В тариф войдет инвестиционная составляющая, исходя из которой и будет определен период долгосрочного соглашения, за который окупятся вложенные средства. …Реально есть только один способ остановить процесс ветшания основных фондов – вложить средства необходимого объема. А инвестиции, как известно, возвращаются, прежде всего, через тариф.

Итак, схема работы менеджеров выглядит следующим образом: стратегия – инвестиции – тариф. Сначала проинвестировать, добиться реальных результатов, а потом по согласованию с властями разработать соответствующую тарифную политику. (Примечательно недавнее высказывание Шубина на этот счет: «Деятельность оператора и тарифные вопросы – две совершенно разные вещи…» – авт.) Любое повышение тарифа потребители воспримут менее болезненно, если перед этим качество услуги будет улучшено».

Об этом же в самом начале своей деятельности, а точнее, до подписания договора аренды «Пермводоканала» говорил генеральный директор ООО «Новогор-Прикамье» Михаил НИКОЛЬСКИЙ. Но почему-то на деле пермяки видят обратную схему: сначала тариф, а потом инвестиции. И обратную стратегию: скачкообразное повышение тарифов не только для вложения в развитие и улучшение качества, но и для выплаты дивидендов «Интерросу». Видимо, «Новогор-Прикамье» досрочно добился всех целей и задач, которые ставил аж на 49 лет вперед: привлек «средства необходимого объема», сделал капитальные вложения, провел модернизацию сетей, улучшил качество услуг. И теперь нужно окупать проект – пора возвращать «инвестиции» через «тариф».

По-видимому, так же считают и местные власти. Недаром Сергей АЛЕКСАШЕНКО, председатель совета директоров «Новогора», высказался в том же журнале: «Пермская область устраивает нас во всех отношениях: здесь есть интересные планы, и работают понимающие руководители. …«Интеррос» не готов инвестировать в чужие управленческие команды и в те регионы, с руководителями которых нет взаимопонимания».

Вот и получается, что взаимопонимания у пермской власти с «Новогором» куда больше, чем с населением. Зато у всех глаза честные…
Просмотров: 211


Первая полоса
Постфактум
Беспредел
Диагноз
Жилкомхоз
Назначение
Отрасль
Ситуация
Финансовые инструменты
Расклад
Я же говорил!
Конфликт
Процесс
Призыв
Законотворчество
Национальный проект
Культура
Спорт




Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100