№22 (273) 5 июня 206 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№22 (273) 5 июня 206 года | Отрасль
Юрий Верхоланцев, советник главного федерального инспектора по Пермскому краю

Нам сверху видно все?..

В интересах государства, экономики и авиации нужно действовать только сообща.

В настоящее время пермское моторостроение имеет существенную государственную поддержку. С 2002 года федеральный бюджет России постоянно целевым назначением выделяет средства на изготовление отечественной авиационной техники – самолетов Ил-96-300 и Ту-204/214 с двигателями ПС-90А через увеличение уставных капиталов лизинговых компаний «Ильюшин Финанс К°» и «Финансовая лизинговая компания». Так, в 2005 году бюджетом было выделено 6 млрд рублей для авиализинга и 126 млн долларов на поддержку экспорта двух самолетов Ил-96-300 в Республику Куба.

Построим – полетим

В 2006 году федеральный бюджет (статьи 56, 74, 93) вновь выделил 6 млрд рублей для авиационных лизинговых компаний на строительство самолетов и 325 млн долларов для поддержки экспорта еще двух самолетов Ил-96-300 и трех самолетов Ту-204 с двигателями ПС-90А в Республику Куба.

Продвижение на рынок авиадвигателей ПС-90А осуществляется в основном средствами государственной поддержки, чего не было на протяжении всех 90-х годов. До 2015 года планируется поддержать производство до 40 самолетов Ил-96-300 и до 80 самолетов Ту-204/214 с двигателями ПС-90А на внутренний рынок и экспорт.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (Постановление Правительства России от 15 октября 2001 года № 728), перм-ским предприятиям ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермский моторный завод» было поручено в 2002-2005 годах создать модификацию двигателя ПС-90А тягой 16-18 тонн и осуществить его сертификацию (пункт № 2 раздела «Двигатели для магистральных и региональных самолетов»). На эти работы из федерального бюджета выделено 520 млн рублей.

Однако сроки создания усовершенствованной модификации двигателя ПС-90А для самолетов Ил-96 и Ту-204 не выдержаны, и российским авиакомпаниям на современные коммерческие двигатели для дальне- и среднемагистральной авиации сегодня надеяться не приходится.

«Улетные» условия

Все 25 лет создания и организации производства (начиная с 1981 года) ПС-90А так и не достиг авторитета надежного коммерческого двигателя для российского рынка магистральных самолетов, несмотря на огромные затраты советского и российского бюджетов.

Кроме того, все возрастающие цены на двигатели и другие комплектующие (до 30% в год), низкое качество послепродажного обслуживания авиатехники могут привести к утрате экономической целесообразности лизинга и дальнейшего производства российских самолетов Ил-96-300 и Ту-204/214.

Сегодня, в связи с резким ростом цен на авиатопливо за послед-ние годы, крупные российские авиакомпании остро нуждаются в экономичных магистральных самолетах. Более 80 импортных магистральных самолетов Boeing и Airbus усилиями российских авиакомпаний уже преодолели заградительные таможенные пошлины и интенсивно эксплуатируются. «Аэрофлот» использует 27 импортных авиалайнеров, которые приносят 63% выручки, 41% прибыли и 54% объема пассажирских перевозок. В 2006 году в Россию может быть поставлено еще до 72 магистральных самолетов импортного производства из-за отсутствия отечественных альтернатив по топливной эффективности.

Новое и старое

Несколько слов о новых рабочих местах и иностранных инвестициях.

На заемные средства, предоставленные американским акционером на возвратной основе, ОАО «Пермский моторный завод» действительно проведен капитальный евроремонт корпуса

№ 10, а вот рабочие места и оборудование туда перевезли из механосборочных цехов авиационного производства. Станки выпуска 50-80-х годов, разумеется, подвергли планово-предупредительному ремонту, свежей покраске и новой расстановке, но все это – «доморощенные» серийные рабочие места «Пермских моторов» вместе с заводской оснасткой, технологией и рабочими руками.

По планам реструктуризации ОАО «Пермские моторы» в корпусе № 10 должно было расположиться совместное россий-

ско-американское предприятие «Международные коммерческие моторы» с технологическим комплектом самого современного мирового оборудования, но этого не случилось.

Пункт 3.7 Учредительного договора ОАО «Пермской моторный завод» от октября 1997 года предусматривал в течение трех лет после даты регистрации предприятия реализацию инвестиционной программы в объеме 125 млн долларов (по 20 млн каждые 6 месяцев) от американской компании Aviam Holding Company (основная цель создания «ПМЗ») для развития производства и продаж авиационных и промышленных двигателей по проектам, в которых будут участвовать «ПМЗ», «Авиадвигатель» и «Международные коммерческие моторы». Какова судьба этой инвестиционной программы – неизвестно.

Когда сырье обременяет

Сложно и неоднозначно идет взаимодействие с газовиками, нефтяниками и энергетиками.

Маркетинговый производственно-технический задел по промышленным двигателям (до 100 штук ГТУ в год), созданный под руководством Эдуарда ЧЕРКАШИНА, Юрия РЕШЕТНИКОВА, Владимира КИНДЕРКНЕХТА, Михаила КУЗМЕНКО, специалистами МКБ и моторостроительного объединения в течение всех 90-х годов, в последние два-три года «Пермским моторным заводом» серьезно утрачен.

Вложив огромные средства в пермские моторостроительные предприятия, «Газпром» ставил задачу полного переоснащения существующего парка газоперекачивающих агрегатов современными и высокоэффективными отечественными приводами.

Первые образцы пермских ГТУ, быстро конвертированных из авиационных в промышленные двигатели, казалось бы, показали требуемую эффективность. «Детские болезни» доводки виделись легко преодолимыми. Однако дальнейшие результаты работы ГТУ, созданных на базе пермских авиадвигателей, заставили газовиков глубоко задуматься о принципиальной возможности быстрой доводки авиапроизводной техники как в газоперекачке, так и в энергетике, до высоких ресурсов в различных климатических условиях, уверенно обслуживающихся вахтовым наземным, а не летным персоналом.

С 2004 года происходит существенный спад объемов контрактов на пермские ГТУ. Активно ведутся работы по применению в ГПА «Урал» приводов АЛ-31-СТ (г. Уфа) и «традиционных» для газовиков НК-12-14 и НК-16-18 (г. Казань). «Газпромом» активизировано применение судовых турбин и электропривода для газоперекачки.

Увеличены объемы заказов ГПА и ГТЭС для газовиков и нефтяников на предприятия Казани, Рыбинска, Санкт-Петербурга и Уфы, «выпускающих продукцию, имеющую высокие показатели надежности и преимущества в стоимостном выражении».

Дальнейшее развитие пермского моторостроения в интересах государства, национальной экономики и авиации требует переосмысления и извлечения уроков последнего десятилетия судьбы «Пермских моторов», а не эмоционального изложения желаемого, но не фактического состояния дел.

Просмотров: 187


Первая полоса
Постфактум
Беспредел
Диагноз
Жилкомхоз
Назначение
Отрасль
Ситуация
Финансовые инструменты
Расклад
Я же говорил!
Конфликт
Процесс
Призыв
Законотворчество
Национальный проект
Культура
Спорт




Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

   Rambler's Top100