№8 (360) 03 марта 2008 года

Нам бы такие убытки!

№8 (360) 03 марта 2008 года

Очевидно, в ближайшем будущем стоимость проезда в общественном транспорте ударит по карману пермяков еще сильней.

Будучи главой НП «Автоликон», Игорь САСУНОВ активно ратовал за повышение тарифа на проезд в общественном транспорте. Настолько агрессивно, что даже грозился объявить забастовку, если городские власти в срочном порядке не решат животрепещущий для перевозчиков вопрос. Своим традициям он не изменил, став главой комитета по транспорту администрации Перми.

Лукавите, сударь!

«Знаете, кто носил продукты питания людям, протестующим против ликвидации «Пассажиравтотранса» летом 2005 года возле стен Законодательного собрания? Игорь Сасунов», – категорично заявил мне сам глава транспортного комитета администрации Перми Игорь Сасунов в беседе.

В 2005 году Игорь Анатольевич возглавлял некоммерческое партнерство частных перевозчиков «Автоликон», и те уже практически полностью захватили Пермь.

Теперь «Пассажиравтотранс» – уже история, о которой мы наверняка еще неоднократно вспомним, когда частные перевозчики в очередной раз потребуют повысить тарифы на проезд или объявят забастовку. И то, и другое мы уже проходили.

Помните, как в ноябре 2005 года миллионный город встал, потому что депутаты Пермской городской думы отложили рассмотрение вопроса о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте на два месяца. Отдаленные районы Перми – Кировский, Орджоникизевский, оказались отрезанными от центра, люди не имели возможности добраться до работы. Такой поворот событий был предсказуем еще на начальной стадии передачи муниципального транспорта в частные руки.

Как только «Пассажиравто-транс» дожил свой последний день, жители Перми сразу оказались заложниками транспортного передела. Как это обычно бывает, городские чиновники и частные перевозчики не могли договориться, а пострадали простые жители.

Тогда директор НП «Автоликон» Игорь Сасунов натер на языке мозоли, крича на каждом переулке о горькой судьбе и миллионных убытках перевозчика.

На фоне всего происходившего его нынешнее утверждение о помощи протестовавшим против уничтожения муниципального автопарка выглядит как-то неубедительно. Ему одному из немногих была выгодна как раз стопроцентная ликвидация «Пассажиравтотранса». Ну кто из разумных бизнесменов не желает стать монополистом?

Не мытьем, так катаньем

С тех пор как «Автоликон», благодаря стараниям хозяйственных чиновников, выжил с рынка перевозок «Пассажиравтотранс», частники стали полноправными хозяевами ситуации, способными послать власть куда подальше. Председателя комитета по транспорту администрации Перми Игоря Сасунова, кстати, тоже.

Допустим, городская дума не утвердила бы новый тариф на проезд в общественном транспорте – 10 рублей. Частник в ответ мог бы на следующий день прекратить перевозку пассажиров. Что может в данной ситуации сделать Игорь Сасунов? Минимум – наказать административным штрафом, максимум – расторгнуть договор. А что если все частники до единого встали бы, парализовав движение общественного транспорта в городе? Игорь Анатольевич расторг бы договоры со всеми? А где новых перевозчиков взять?

Глава транспортного комитета понимает всю остроту ситуации, поэтому все его угрозы строго наказывать частных перевозчиков за малейшую провинность, не более чем пустое сотрясание воздуха. Как говорится, собака лает – ветер носит.

Да и не стал бы расторгать Игорь Сасунов договоры с частниками. Насколько вы помните, сам он когда-то, будучи директором «Автоликона», грозил тогдашнему председателю комитета по транспорту Олегу БОРОВИКУ массовой забастовкой перевозчиков. Шантаж удался – тарифы на проезд городские чиновники подняли практически по первому требованию частников.

Завидные «убытки»

Так было в 2005-2006 годах. Так и в 2008 году.

С 4 февраля по решению Пермской городской думы стоимость проезда в автобусах поднимется до 10 рублей, в трамваях и троллейбусах – до 9 рублей, в «Газелях»-такси – до 25 рублей. Заметим, что многие владельцы «Газелей», не дожидаясь официального разрешения, еще в 2007 году повысили стоимость проезда до 25 рублей. И никакой Игорь Сасунов им не страшен!

Последнее повышение тарифов на проезд в общественном транспорте было в январе 2007 года. И ознаменовалось оно волной всеобщего негодования: для жителей города даже трамвай стал дорогостоящим средством передвижения, а перевозчики сетовали на то, что столь «мизерное» повышение никак не способно сделать их бизнес рентабельным. Видимо, они ждали 50-процентного повышения, а не 33– процентного, как тогда утвердили депутаты. В нынешнем году стоимость проезда в автобусах увеличилась на 20 процентов.

И по-прежнему перевозчики в один голос твердят: наши убытки огромны, а бизнес – за чертой рентабельности. Что ж, попробуем посчитать «убытки» перевозчиков.

Пассажирские «Газели», курсирующие от Центрального рынка до Закамска, будут возить одного пассажира за 25 рублей. Посадочных мест в них – 13. То есть за один рейс перевозчик в среднем получит 325 рублей. За день он может совершить до

9-10 поездок. Итого, более 3 тысяч рублей – его прибыль за день, а за месяц она приближается к цифре в сто тысяч рублей. Эти деньги, естественно, пойдут в карман не водителя «Газели», а ее владельца.

Теперь разберемся с автобусами. За рейс один автобус перевозит в среднем по 100-150 пассажиров, количество поездок за день в среднем составляет 10-12. То есть прибыль частника в сутки приближается к десяти тысячам рублей. А в месяц эта цифра составит 200-300 тысяч рублей. И эти деньги также достанутся не водителю, а владельцу автобуса. А если у него их не один, а три-пять. Хотели бы вы, пермяки, работать с таким «убытком»?

Теперь понимаете, почему, несмотря на постоянные сетования на нерентабельность бизнеса, ни один перевозчик из него не ушел!

Средний доход пермяков, пользующихся общественным транспортом, составляет 8-10 тысяч рублей. Из них как минимум шестьсот рублей ежемесячно мы будем отдавать за проезд. Пассажиров, которые ездят на работу и домой с пересадками, – в два раза больше. Вкупе с растущими ценами на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, повышение тарифов на проезд в общественном транспорте выпотрошит наши карманы до последнего рубля.

Пешком по асфальту

Студенческие проездные – разговор отдельный. Если повышение тарифов на проезд в городском транспорте главе транспорт-ного комитета Игорю Сасунову удалось хоть как-то мотивировать, то полуторакратное увеличение стоимости студенческих льготных билетов до сих пор не-обоснованно. Тем не менее, утверждено депутатами городской думы. Другого выхода, кроме как зарабатывать деньги на агитации за «Единую Россию» и Дмитрия МЕДВЕДЕВА, чтобы в течение нескольких месяцев иметь возможность покупать проездной билет, им не остается. Что они будут делать потом – непонятно. Самым не предприимчивым, очевидно, придется забыть о передвижении в общественном транспорте и вспомнить Михаила ЛОМОНОСОВА.

Средняя стипендия студента-«хорошиста» Пермского государственного университета составляет около 1200 рублей. Из них 460 рублей он должен будет отдать за проездной билет. На оставшиеся 740 рублей – питаться и одеваться целый месяц.

О пенсионерах и говорить нечего – их давно своими «социальными» законами чиновники выкинули на обочину нищеты и голодухи. А добили – частные перевозчики, отказавшись предоставлять пенсионерам 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Ничего другого, кроме как сидеть дома и или ходить в ближайший магазин за хлебом, им не остается.

Ягодки будут впереди

Если бы муниципальный автобусный парк существовал до сих пор, частники чувствовали бы дыхание в спину и шли на некоторые уступки властям и жителям города. После ликвидации «Пассажиравтотранса» они осознали уникальность своего положения и вышли из-под контроля городских властей.

Можно бороться с одним перевозчиком, отменившим льготный проезд пенсионеров в своем автобусе, самовольно повысившим стоимость проезда, но не со всеми одновременно. И это только начало, кульминация нас ждет впереди.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка