№28 (380) 04 августа 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№28 (380) 04 августа 2008 года | Образование
Материал подготовил Арсений Пригожин

Устойчивое развитие или всеобщая унификация?

О перспективах развития отечественной системы образования в пору завершения приемной кампании-2008 мы беседуем с деканом философско-социологического факультета (ФСФ) Пермского государственного университета, доктором философских наук Александром Юрьевичем ВНУТСКИХ. Этим интервью мы продолжаем начатый в этом году цикл бесед с профессорами ФСФ.

- Александр Юрьевич, в ходе дискуссий о современном образовании часто приходится слышать о необходимости его оптимизации, о повышении эффективности учебного процесса, о необходимости удовлетворения запроса бизнеса в специалистах и интеграции в европейскую образовательную систему (Болонский процесс). Как Вы – декан философско-социологического факультета классического университета – могли бы прокомментировать эти высказывания?

- В каждом конкретном случае очень важно понять, что именно понимается под «оптимизацией» и «повышением эффективности». Если подразумевается устойчивое, имеющее серьезные перспективы развитие системы образования, то оно по необходимости включает не только инновации, которые, безусловно, необходимы, но и момент сохранения всех зарекомендовавших себя в отечественной системе образования наработок. Так, крупным успехом Пермского классического университета стала победа в конкурсе инновационных образовательных программ. Эта победа принесла около 500 млн рублей, которые превратились в дорогостоящее исследовательское оборудование, в общеуниверситетскую систему беспроводного интернета, оснащенные современными компьютерами терминальные классы, ноутбуки профессорско-преподавательского состава, повышение квалификации наших преподавателей, в том числе за рубежом, крупные проекты по изданию учебной литературы. И это, конечно же, прекрасно.

Но одними технологическими изменениями в рамках конкретных образовательных учреждений проблемы образования не решить. И здесь не грех обратиться к опыту развития советской системы среднего и высшего образования, которая сумела вырастить высококлассных специалистов, весьма востребованных на международном рынке труда в 1990-е годы. Тогда станут очевидными два момента, необходимые для грамотного проведения реформы нашего образования. Во-первых, нужны гораздо более масштабные, причем систематические государственные ассигнования в национальную образовательную систему, которые должны, наконец, решить и проблему достойной оплаты труда учителей и преподавателей, сотрудников вузов. Во-вторых, российское образование сейчас как никогда нуждается в стратегических, а не сиюминутных, «на потребу дня», решениях. Учить в вузах надо, в первую очередь, тому, что будет востребовано через 5-6 лет, когда наши сегодняшние абитуриенты станут молодыми специалистами. Между прочим, духу Болонской декларации такая точка зрения отнюдь не противоречит – ведь главный акцент в декларации делается на обеспечении академической и трудовой мобильности при сохранении тех особенностей национальных систем образования, которые такой мобильности не противоречат. Беда в том, что в России формируется тенденция использовать Болонский процесс как предлог для фактического сокращения образовательного бюджета.

- Вписывается ли в эту тенденцию сокращение бюджетных мест на гуманитарных факультетах ПГУ?

- Отчасти. Следует признать, что сокращение выделяемых бюджетных мест имеет и объективные основания – в этом году в Пермском крае школы оканчивает примерно на 4000 ребят меньше, чем в прошлом. Налицо «демографическая яма», в условиях которой вузы будут работать еще несколько лет. Другое дело, является ли стратегически верным опережающее сокращение бюджетных мест уже на протяжении последних трех лет; только в этом году гуманитарные специальности в целом «урезаны» на 15 процентов. Проблема очень серьезная, и не во всех случаях удается принять желательные решения. На нашем факультете сокращениям в 2008 году подверглись бюджетные места по специальности «Философия» и по направлению «Психология» (очная форма обучения). Вместе с тем, в прежнем объеме выделены бюджетные места для психологов-заочников. На 5 бюджетных мест больше выделено на специальность «Социология». Удалось выделить минимальное количество бюджетных мест и на новую специальность «Прикладная информатика в социологии». Отмечу, что целевая аудитория этой перспективной специальности – именно гуманитарии, которые знают и любят компьютер; акцент в учебных планах информатиков-социологов сделан в сторону гуманитарных и экономических дисциплин, а математический блок носит облегченный характер.

- А что Вы думаете еще об одном нововведении – двухуровневой системе (бакалавриат-магистратура) с 1 сентября 2009 года? Каким образом это может отразиться на жизни философско-

социологического факультета ПГУ?

- В этой составляющей реформы образования есть и плюсы, и минусы. Главное достоинство заключается в том, что в перспективе мы сможем включиться в процессы академической и трудовой мобильности, в том числе международной. Однако повторюсь, у каждой системы образования есть своя история и своя специфика. Процесс развития – аккумулятивный, накопительный по своей сути. Невозможно и не нужно отбрасывать все, что было вчера. У нас же реформирование нередко проходит по принципу «все и сразу», то есть без сохранения этого аккумулятивного момента. Тем более что и отечественный работодатель пока настороженно относится к дипломам бакалавров.

Если говорить конкретно о нашем факультете, то в 2008 году ведется прием на бакалавриат

(4 года обучения) по направлению «Психология». Со следующего года планируется открытие бакалавриата по направлениям «Социология», «Прикладная информатика в социологии»; в перспективе – открытие магистратуры по этим направлениям (дополнительно 2 года к сроку обучения в бакалавриате). Эти решения, на мой взгляд, приемлемы. Например, бакалавр-социолог, скорее всего, найдет свою «нишу». Он сможет со знанием дела проводить маркетинговые исследования, участвовать в политических кампаниях, проводить социологические опросы в интересах федеральных органов власти, политических партий, коммерческих структур. Без такого работника ни одна организация управленческой, экономической, социальной сферы не сможет функционировать.

Однако вполне возможно, что с 2009 года придется также форсированно открывать бакалавриат по направлениям «Философия» и «Клиническая психология» (новая уникальная для пермских вузов специальность «Клиническая психология» открыта на нашем факультете в 2008 году). Мне представляется, что бакалавр-философ – это нонсенс. Потому что за четыре года полноценно изучить комплекс дисциплин философ-ского характера очень сложно. Спорным представляется и форсированное открытие бакалавриата по «Клинической психологии», которая имеет важный пограничный с медициной аспект. Совершенно не случайно в образовательном сообществе России в последнее время все громче звучат голоса о нецелесообразности фронтального перехода к двухуровневой системе всех существующих в настоящее время специальностей. Жизнь современного информационного общества слишком сложна и многомерна, чтобы рассматривать такую унификацию как лекарство от всех бед.

В заключение мне хотелось бы пожелать всем абитуриентам удачи, исполнения их заветных желаний и напомнить, что сроки приема для обучения по договору в классическом университете продлены.

Просмотров: 302


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Гражданский сектор
Точка зрения
Было Дело
Отрицательный реестр
Проблема
Конфликт
Ну и ну!
Событие
Ситуация
Мироздание
Образование
Мероприятие
Олимпиада

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.