№41 (441) 24 октября 2009 года

Эксперимент с кроликом.

№41 (441) 24 октября 2009 года
Чиркунов привел очередного варяга. Теперь в крае есть и голландцы, и москвичи, и питерцы, и удмурты. Только пермяков нет.

Краевые власти оказались умнее городских: обходить закон они будет не так топорно. А суммы-то какие! Около 16 млрд рублей за три года. И все это – на дорожное строительство, и все это – в обход

94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По крайней мере, пока в обход. А какой удивительный эксперимент поставил губернатор Олег ЧИРКУНОВ на городской администрации, на мэре Игоре ШУБИНЕ. Как на кроликах поупражнялся.

«Ах, мои усики! Ах, мои ушки!»

Правоохранительные органы наконец-то заметили нарушения законодательства в передаче бюджетных средств на разработку мастер-плана голландской компании КСАР без конкурса. Краевая милиция возбудила уголовное дело по факту нарушения законодательства при заключении контракта на разработку мастер-плана города Перми. Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю тоже заинтересовалось этой ситуацией.

Почему после драки стали махать кулаками? Ведь то, что голландцы получат деньги, было известно сразу. И сомнения по поводу законности сделки «Пермский обозреватель» и «Пермские соседи», например, озвучивали с самого начала.

Растягивание и «рассусоливание» здесь очень даже на руку и голландцам, и пермским чиновникам. Судите сами, по делу «Уралсибспецстрой» против «Пермавтодора» оба подрядчика были признаны виновными в сговоре на торгах, но конкурс уже не отменить, дорога почти построена. Как пояснила представитель УФАС Марина КУДРЯВЦЕВА, «не разбирать же теперь магистраль». Дорожники будут наказаны по результатам рассмотрения административного дела, но деньги-то уже получены и истрачены. Так и с мастер-планом, часть средств потрачена, что-то, не имеющее отношения к Перми, создано.

И с профилактикой нарушения федерального законодательства в проведении дорожных конкурсов антимонопольное ведомство и правоохранительные органы опоздают. Да уже опоздали. И не случайно губернатор Олег Чиркунов «слил» и заказ мастер-плана, и КСАР городу. Будет теперь наблюдать, как следователи прессуют мэрию, и делать выводы. Хитро. Первый вывод, кстати, уже сделан. Краевые чиновники проводят конкурсы, но эти конкурсы смахивают на какой-то тайный сектантский обряд посвящения.

«Алиса, это пудинг»

Крупные дорожные конкурсы были отменены и перенесены на сайте «госзаказ» в раздел «закупки вне системы». Что это за раздел и зачем создан, объяснить толком чиновники не могут. Однако в нем сконцентрированы конкурсы на приобретение медицинских препаратов, бинтов, шприцов. В общем, всякая, на первый взгляд, «мелочевка», которая в совокупности стоит пару десятков бюджетных миллионов. Главное отличие этого отдела от остальных – в правовом обеспечении торгов нет 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Любой чих на бюджетные деньги должен быть заказан в соответствии с этим законом.

Перенос дорожных конкурсов стал возможным после изменения типа управления автомобильных дорог на «автономное учреждение» (см. статья «А роза упала на лапу Азора», «ПО» №439, от 10 октября 2009 года). Напомним, по словам заместителя руководителя дорожного агентства Любови КОПТЯКОВОЙ, автономное учреждение может проводить конкурсы не в соответствии с 94 ФЗ, а в соответствии с «внутренними документами», в их числе, например, «Положение о дорожном агентстве».

После того, как конкурсы были отменены, условия конкурс-ной документации изменили. Причем с явным расхождением с 94 ФЗ. Например, конкурс по строительству второго пускового комплекса участка Стахановская-Ива с выходом на Восточный обход. Условия: обеспечение заявки – 10%, а не 5% (как требуется по федеральному закону), вскрытие конвертов не публичное. Сроки размещения объявления о предстоящем конкурсе и проведения самого конкурса очень странные. Так, сообщение о проведении конкурса было опубликовано 9 октября, а конкурс состоялся 16 октября. Как можно за 5 дней, если я не знаю о том, что будет конкурс, и мне не известны его условия, найти пару сотен миллионов рублей? Цена контракта по строительству последнего участка магистрали Стахановская-Ива с выходом на Восточный обход – 2,2 млрд рублей, обеспечение заявки, напомним, 10%. Такие деньги сразу не сможет дать ни одна пермская компания, да и найти их за 5(!) дней нереально. В любом банке заявку будут рассматривать как минимум две недели.

В результате на конкурс заявились две строительные компании – ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги» (Санкт-Петербург) – их, по нашим данным, и ждал губернатор Олег Чиркунов – и ЗАО «ИК «Трансстрой» (Москва). Хотя изначально (до того, как конкурс перенесли в «закупки вне системы») претендовали пермские компании: и «Перм-автодор», и «Уралсибспецстрой». Победителем стала – ЗАО «ВАД» (С.-Петербург).

Чиркунов привел очередного варяга: «Алиса, это пудинг. – Пудинг, это Алиса». Теперь в крае есть и голландцы, и москвичи, и питерцы, и удмурты (главный архитектор края), только пермякам куда деваться?

«Занято, занято, мест нет»

УФАС считает отмену и перенос дорожных конкурсов незаконными. И Контрольно-счетная палата Пермского края сомневается в чистоте затеянного краевыми властями мероприятия. Как стало известно «ПО», аудиторы Контрольно-счетной палаты проверяют управление автомобильных дорог. По словам заместителя руководителя КСП края Владимира ШУКЛЕЦОВА, проверка – плановая, по деньгам, израсходованным в 2008 году, когда управление автомобильных дорог еще не было автономным учреждением. В плане на 2009 год нет автономных учреждений. По словам Владимира Шуклецова, теперь им предстоит определиться, бюджетные отношения или гражданско-правовые возникают у автономных учреждений. «В течение года определимся», – сказал г-н Шуклецов.

Руководитель УФАС по Перм-скому краю Дмитрий МАНОХИН сообщил «ПО», что отправил по поводу отмены крупных дорожных конкурсов и переноса их из «госзаказа» в раздел «закупки вне системы» письмо в центральный аппарат ФАС с просьбой дать разъяснения.

Пока там, наверху, разберутся, нарушают или нет краевые чиновники закон, конкурсы «без конкурса» будут проведены. И деньги достанутся подрядчику-варягу, который нужен губернатору. А там судитесь-рядитесь…

Дмитрий Манохин, руководитель УФАС по Пермскому краю:

– Вроде как нет указания, что автономные учреждения должны размещать заказ по ФЗ №94. Но на самом деле нужно смотреть глубже.

Во-первых, автономное учреждение создается для того, чтобы оказывать услугу гражданам или юридическим лицам. Детский сад оказывает образовательную услугу, театр – культурно-просветительскую. Какую услугу оказывает управление автомобильных дорог?

Во-вторых, что компенсируется из бюджета? Оказание услуги и затраты на содержание автономного учреждения. В данном случае – что компенсировать?

В-третьих, откуда поступают деньги? Это же средства бюджета края, это не заработанные самим управлением автомобильных дорог средства.

У меня возникает вопрос, и не только как у чиновника, но и как у налогоплательщика, гражданина – как это мои, в том числе, деньги хозяйствующий субъект будет тратить по своему усмотрению?

По словам Дмитрия Манохина, нарушен сам принцип конкуренции. Ведь если 94 ФЗ автономное учреждение не подчиняется, то получается, по 135 ФЗ «О защите конкуренции», автономное учреждение находится в преимущественном положении. А тогда необходимо объявить конкурс на выбор хозяйствующего субъекта. Почему этой промежуточной структурой не может быть другое коммерческое предприятие?

Один из участников конкурса на завершение работ по строительству Восточного обхода Перми, компания «Мостострой» (Москва), обратилась с жалобой в Федеральную антимонопольную службу по поводу несоответствия условий конкурсной документации 94 ФЗ. «Будем ждать решения ФАС по жалобе «Мостостроя», – рассказал Дмитрий Манохин.

В случае если по каким-то причинам ФАС не примет жалобу «Мостостроя», УФАС будет создавать судебную практику – признавать факты нарушений

94 ФЗ. Антимонопольный орган намерен отстаивать свою точку зрения в судах.

Но пока там, наверху, или там, в судах, разберутся, нарушают или нет краевые чиновники закон, конкурсы «без конкурса» будут проведены. И деньги достанутся подрядчику-варягу, который нужен. А там судитесь-рядитесь…

«Кто украл крендели»

Важная деталь: после заседания антикоррупционной комиссии выяснилось, что в крае есть некий регламент принятия работ по госконтрактам. По словам министра общественной безопасности Пермского края Игоря ОРЛОВА, «к приемке работ по госконтрактам будут привлекать и привлекают милицию и «третьих лиц», как положено по регламенту.

Игорь Орлов, министр общественной безопасности Пермского края:

– В качестве третьих лиц при приемке должны выступать представители минторга и минбезопасности края, а также проигравшие участники торгов. На сегодняшний день, в своей работе новый регламент применили 29 заказчиков.

По каким критериям результат работы гос. поставщика должны оценивать его конкуренты и сотрудники органов, министр безопасности не рассказал. А в качестве главного положительного момента введения нового регламента отметил повышение дисциплины. «Когда на приемке товара присутствуют третьи лица, и заказчики, то поставщики подходят к этому процессу более ответственно, – поделился министр. – Поэтому мы планируем внедрять новый регламент и дальше».

Понятно, боятся второго «Космоса». Предприятие вело строительные работы на нескольких объектах, включая подходы к Красавинскому мосту – второй и третий пусковые комплексы, путепровод Стаханова – Чкалова и мост у поселка Гайны на дороге Кудымкар-Сыктывкар) и попало в такой конфликт с краевой властью.

Но, как говорил король в «Алисе»: «Начни с начала, продолжай, пока не дойдешь до конца. Как дойдешь – кончай!» Перм-ские правоохранители начинают с конца, с приемки работ, а не с условий конкурсов. Или сказок не читали, или – «это кому-нибудь надо»…
Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка