№32 (384) 1 сентября 2008 года

Фантазии на школьную тему

№32 (384) 1 сентября 2008 года
Начальник департамента образования администрации Перми Людмила Гаджиева поделилась с журналистами планами, напоминающими мечты, а порой – и грезы.

С началом нового учебного года напряжение, связанное с ситуацией вокруг школ, достигло своего апогея. Родители выражают обеспокоенность многими обстоятельствами. В их числе требования школ сдать деньги на покупку учебников и завершение ремонта, межэтнические конфликты в школах, а также начавшийся эксперимент по созданию в городе новых образовательных центров, «школ для старшеклас-сников» – НОЦ. Ответы на эти вопросы мы и попытались получить на встрече с Людмилой

ГАДЖИЕВОЙ.

Бассейны и фитнес-залы

– Людмила Анатольевна, не создадут ли НОЦ почву для неравенства среди различных социальных слоев? Не закладывается ли с созданием НОЦ бомба, грозящая в недалеком будущем разорваться всплеском преступности и социального неравенства среди населения?

– Считаю, что будет правильно, когда на территории города могут существовать две модели. Первая – когда ребенок учится в школе с первого по одиннадцатый класс. Вторая – когда создаются специальные школы по ступеням обучения. Школа, где учатся только начальные классы, школа для подростков, с пятого по девятый класс, и школа для старшеклассников, с десятого по одиннадцатый.

В начальной школе важно, чтобы ребенку была создана комфортная и безопасная среда. Мягкие игрушки, полы с подогревом, где-то – мягкие полы, чтоб ребенок мог поваляться, полежать.

В подростковом возрасте главное – общение. Должны быть созданы клубы, всевозможные секции, полная занятость дня. А вот для старшей школы главным становится профессиональное самоопределение. Это должна быть такая огромная школа-комплекс, где бы находились производственные мастерские, физические, химические, различные исследовательские лаборатории, мощное компьютерное обеспечение, какой-нибудь станочный парк. Там должны быть шикарные стадионы, фитнес-залы, бассейны… В идеале, дети должны научиться водить машину.

– Будет ли этих центров меньше, чем общеобразовательных школ?

– Если говорить о ближайшей перспективе, то пока закрывать учреждения и создавать специально новые – в ближайшие год, два, три – не планируем. Школы в городе расположены по микрорайонам равномерно. Впрочем, обсуждаются вопросы о строительстве новых зданий на территории существующих школ. Почему бы не рассмотреть вариант, что это будут здания начальных школ, а существующие здания займут вторая и третья ступень?

«Фишки» и «навороты»

– Действительно ли при подготовке к учебному году школам выделено достаточно средств для приобретения учебников, атласов, школьного оборудования, парт, классных досок? Достаточно ли средств выделено для проведения ремонта в школах и классах? Если достаточно, то почему с родителей собираются деньги на покупку тех же учебников, мебели?

– Что касается учебников, то сумма на них определяется на федеральном уровне. Самостоятельное освоение школами этих средств привело к тому, что сейчас необходимыми учебниками они обеспечены. В начальной школе вводится программа развивающего образования. Для этого требуется куча рабочих тетрадей, что не предусматривается бюджетом. К «суперуникальному» учебнику прилагается необходимый набор тетрадей. За это уже приходится платить дополнительно. Из своего педагогического опыта знаю, что заинтересованный учитель, а таких, к счастью, много, все время хочет какие-то «фишки», какие-то «навороты». За эти «навороты» родителям приходится платить дополнительно. Тут надо выбирать. Либо учиться по «суперуникальной» программе и вкладываться, либо работать по традиционным учебникам. А они в школе есть. Бесплатно для каждого ребенка.

Коллективное бессознательное

– Есть информация, что с родителей, чьи дети учатся в гимназии № 3, требуют к началу учебного года по 1,5 тыс. рублей. Тем, кто отказывается платить, едва ли не прямо говорят, чтоб забирали детей из гимназии.

– Поборы в школах и дет-ских садах – это наболевшая проблема. Бороться с ними мы будем решительно. С гимназией № 3 уже надоело разбираться. В объяснительной регулярно пишут, как им трудно живется. Мы готовы передавать информацию в силовые структуры. Пусть разбираются с прокуратурой. Надо формировать мнение родителей о том, что денежные взносы – это действительно добровольно. Ты не плати! Ты заяви свое «я»! Не плати! Это можно сделать. Если мое мнение значимо, я могу заявить его вслух, а не излагать анонимно. Сейчас проводится прямая телефонная линия, и что ни звонок – все анонимные. Так вы заявляйте все! Неужто тысяча человек родителей не смогут справиться с одним руководителем школы? А мы готовы помогать разбираться с такими директорами.

– А сбор денег на школьные доски, парты?..

– Ну, это вообще уже доходит до бреда. Я читаю сообщения прямой телефонной линии – просят родителей принести стеклопакеты! Это бред какой-то! На все это есть деньги в школах! И в школах, и в детских садах.

– Как вы считаете, куда уходят выделенные из бюджета деньги, если родители частично отремонтируют и оснастят школу за свой счет?

– В этой ситуации надо не рассуждать. Надо подойти к директору и сказать: покажите свой бюджет! Сколько денег у вас идет на зарплату? А сколько на надбавки? А сколько на надбавки административному персоналу? И самый главный вопрос: куда тратятся деньги, предназначенные на текущее содержание зданий? На охрану? А то складывается интересная ситуация. Купят без необходимости компьютер, а потом просят деньги,чтобы залатать ограждение. Родителям надо понять, что они имеют право, имеют полноценное право заглянуть в бюджет школы и посмотреть его по статьям. Но если по каким-то причинам они не хотят общаться с директором школы, не хотят «связываться» или не могут найти с ним общий язык – пусть приходят в департамент образования! Мы посмотрим бюджет конкретной школы. Мы же тоже можем это сделать. Посмотрим, что там покупалось. Действительно, поборы идут, и мы будем с этим бороться. Вплоть до обращения в прокуратуру.

Все мудро и грамотно

– На Кавказе идет война. Существует ли вероятность конфликтов на межэтнической почве в школах? Могут ли их спровоцировать учителя, проводится ли с ними подготовительная работа в этой связи?

– Может, у вас и есть какие-то сигналы, но системной проблемы, пока, к счастью, я не фиксирую. В любом случае, считаю, что даже если прилив детей с юга будет, мы с этой ситуацией благополучно справимся. Настрой здесь, на Урале, очень доброжелательный, спокойный. Если в класс придут одни-два ребенка, я думаю, что тридцать человек в классе найдут грамотный подход к этим детям. По учителям я не наблюдаю таких проблем. Все настроены хорошо, все мудрые, грамотные. Не думаю, что это может быть для нас какой-то непреодолимой проблемой. В отдельных случаях мы готовы собираться и решать конфликты.

Наступает 1 сентября. Все с трепетом ожидают начала нового учебного года. В России, как правило, это становится большим праздником. Я бы хотела поздравить всех детей, все семьи, которые имеют детей школьного возраста, с этим замечательным днем. Особенно хочется поздравить те семьи, где дети впервые идут в первый класс.

Твитнуть

КОММЕНТАРИИ

Новости НеСекретно
Рассылка