№21 (373) 9 июня 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№21 (373) 9 июня 2008 года | Точка зрения
Николай Широнин

Хороша ли земля Швейцария?

Размышления о пермской культуре.

Помнится, в ноябре, на церемонии закрытия последнего 9-го краевого театрального фестиваля «Волшебная кулиса», присутствовал министр природных ресурсов страны Юрий Трутнев, поагитировал за свою партию, мимоходом бросил – «как мало мы помогаем культуре, вот с экономикой вопрос решим, тогда – …», и ушел.

Кака така культура?

Нет, господин министр, у «культурно обрезанного» никогда не будет эффективной экономики. В Германии на культуру выделяется 12-15% бюджета, плюс индивидуальные паевые и спонсорские вложения. А вот номенклатура у них получает зарплату всего раза в два больше культуры. Потому и уровень жизни самый высокий в Европе. А у нас на культуру 1,5%, уровень зарплаты самый низкий из отраслей, разница с номенклатурой – в сотню порядков. Даже депутаты в своих «речевках» работников культуры не вспоминают, наверно, думают, что уже вымерли все.

Если бы наши чиновники заглянули в словарь, то отрыли бы для себя, что под культурой понимается вся совокупная деятельность человека. Культурная экономика, культурная организация производства и культурный гармоничный человек... В свое время я в неформальной обстановке спросил у деятеля в форменной тройке, курировавшего культуру от обкома: «Что вы понимаете под культурой?» – «Да вот эти ваши балалайки и прочую ерунду». Закономерно, что этот строй развалился – институт генсеков в политбюро стал тормозом развития, а тоталитарная партия сожрала сама себя. Но и наше нынешнее общество поделено на два класса – «бабло» имеющих и лохов, «бабла» не имеющих.

Гиперболоид губернатора

У губернатора Олега ЧИРКУНОВА любимые понятия – успех, успешность, экономическая целесообразность. В совокупности это смерть для культуры. Приходится доказывать очевидное, что искусство – это не лавка в розницу, не фабрика по производству резиновых изделий, не «датская» акция для рапорта, а формирование и воспитание человеческой души, рост к солнцу по вертикали, высокие уровни горизонта устремлений. И только с ними будет потом пресловутая эффективность. Лохи же, которых около 140 миллионов, безмолвствуют и бездействуют. Надеюсь, пока. Капиталистический рай все не наступает, а тупик уже очевиден. Хочется спросить почти по Гоголю: «Олег Анатольевич, а хорошая ли эта земля Швейцария, правда ли, что все швейцарцы в «чоколаде», изъясняются на новоязе, но у них нет гипермаркетов»?

В последние годы Пермь «брендируется» – такому слову меня научили чиновники! – как культурная столица Поволжья. Даже храм – у нас нынче бренд, поэтому об истинной вере говорить не приходится.

Если не развиваются новые направления, творческая инициатива, то о каком центре, театральной Мекке можно говорить? Творческий и экономический потенциал Перми способен вытянуть до сотни театров. Объединенные одним устремлением, они бы оказывали ощутимое влияние на общественное сознание, создание гражданского общества, внутреннюю культуру.

Продать и поделить

При острой нехватке сценических площадок ДК им. Ленина отдан за бесценок сектантам, кинотеатр «Молот» тоже оккупируют новопротестантские церкви, кинотеатр «Комсомолец» куплен торговой фирмой, ДК «Телта» (бывший областной молодежный) отдан лицею и присяжному суду, на сцене читают лекции, что по нынешним временам еще не самая плохая участь для театрального здания.

При этом новые художественные студии вынуждены скитаться по углам и подвалам. Под давлением экономических удавок, лишенные поддержки, перспективы развития, они распадаются. Театр «Новая драма» до сих пор ютится в клетке на 30 зрителей, хотя есть репертуар, коллектив, признание. Я уже много лет хожу по кругу с проектом нового кинотеатрального центра, все кивают головками, наподобие китайских болванчиков, и хлопают крылышками: «Да, интересно, надо, но стесненность в средствах-с…»

Ведь театр и есть естественный художественный социально-аналитический центр, фонд разработки экспериментальных проблем. В спектакле всегда есть конфликтное поле, проблема выбора, задачи и их решения. И зритель воочию может наблюдать последствия принятых решений – и делать для себя правильные выводы.

Одно время долго обсуждался вопрос о создании нашего «Арбата», но, кроме пивнушек, забегаловок, ночных клубов, ничего не придумали, на большее воображения не хватило. А пермский «Бродвей» слабо?! – с театрами различных направлений и форм, художественными студиями, галереями, выставками… Это целый мир, который бы благотворно лечил ауру города!

Искусство объединяет, помогает преодолевать невзгоды, возвращает людям надежду в самые больные, мучительные и отчаянные моменты жизни. Открывая и постигая законы красоты, люди воскрешают первородные источники бытия и предназначение землян – творить и любить.

...Спектакль окончен, начался театральный разъезд. Очистительный катарсис возвращает ощущение радости, необходимости сотворческого участия в общем деле. Деле, которое будет способствовать возрождению таких понятий, как совесть, доброжелательность, милосердие.

Просмотров: 457


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Точка зрения
Я же говорил!
Было дело
Деньги
Управление
Мнение
Обзор рынка
Грани жизни
Детство
Личность
Обзор
Команда
Конфликт

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.