№21 (373) 9 июня 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№21 (373) 9 июня 2008 года | Обзор рынка
Вадим Панджариди

Дитя без глаза

или как обстоят дела в Прикамье с внутренним туризмом?

Когда-то туризм входил в сферу интересов спортивного ведомства, потом им стали заниматься «культурные» чиновники. Затем специалисты, как это ни смешно слышать, сельского хозяйства. Сейчас – работники торговли. Впрочем, без успеха, как и все предыдущие «хозяева».

Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что у семи нянек – четырнадцать титек. И ни одна из них не может накормить единственное дитя.

Сколько стоит гостеприимство

С учетом объемов внутреннего туризма (28 млн гостей в прошлом году) уже сейчас, по оценкам WTTC, российский турбизнес генерирует более 5 млн рабочих мест. Считается, что каждые 30 гостей обеспечивают одно рабочее место непосредственно в туризме и два – в смежных отраслях.

Минувший 2007 год оказался рекордным по темпам внутреннего туризма в стране. 28 млн человек – почти 45%-ная прибавка по сравнению с 2006 годом. Можно сказать, что каждый шестой гражданин путешествовал по России или отдыхал дома, а не на иностранных курортах. Феномен тем более удивительный, учитывая, что соотношение «цена-качество» на российских курортах по-прежнему сильно отстает от европейского уровня сервиса, предоставляемого, скажем, в ОАЭ, Турции, Китае или Египте. Про транспортные тарифы и говорить не приходится.

Путешествовать по России – очень дорогое удовольствие. Типичная история: путевка в санаторий стоит 25-30 тыс. рублей, а чтобы до него добраться семье из трех человек надо будет потратить 50-60 тысяч на билеты. Для сравнения скажем: 20-дневная путевка на двух человек в Египет с проживанием в отеле «первой линии» – не более

300 метров от моря – по программе «все включено» обойдется не дороже 50 тыс. рублей. Считайте сами.

Радует одно: внутри России путевки в санатории и профилактории иногда оплачиваются – частично или полностью – за счет средств соцстраха. Раньше этим делом занимался профсоюз, теперь же все зависит от «доброты» директора предприятия.

Государство должно разрабатывать проекты создания и развития курортных зон, решать вопрос об их комплексном обеспечении развитой дорожно-транспортной инфраструктурой, модернизировать аэропорты, приводя их в соответствие с международными стандартами. Единая транспортная сеть – залог успешного развития российской туриндустрии, считают эксперты.

Как карта ляжет

По данным статистики, Прикамье ежегодно посещают около 430 тысяч туристов. Министерство развития предпринимательства и торговли края (минторг) ставит задачу увеличить этот показатель до 700 тысяч гостей ежегодно, причем в основном за счет туристов из соседних регионов.

Для достижения этой цели пермское министерство разработало комплекс мер в рамках «Программы развития туризма в Пермском крае на 2008-2012 годы». Сейчас документ проходит согласования и летом будет вынесен на рассмотрение в Законодательное собрание Пермского края. Согласно «Программе» уже в этом году в Пермском крае появится интернет-сайт – 20 информационных дисплеев будут содержать сведения о всех достопримечательностях региона. С середины 2009 года в центре Перми начнет действовать специальный информационно-туристский центр. На этом интернет-ресурсе пользователям будет доступна информация о режимах работы музеев во всех территориях Пермского края, об истории достопримечательностей и о маршрутах к ним. Подобные центры уже есть в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. В будущем году в центре краевой столицы – на пересечении улицы Ленина и Комсомольского проспекта – будет организован информационно-туристский центр. Там туристам бесплатно выдадут карту края и предоставят информацию по всем достопримечательностям.

Эти меры, считают в министерстве развития потребительского рынка, должны способствовать развитию в Пермском крае отрасли внутреннего туризма. Правда, в успех этого дела никто из специалистов по туризму не верит, хотя бы из-за его примитивности. Все-таки Пермь не Москва. Как не верят в приведенную выше цифру.

Не верю!

Почему специалисты не верят? Да потому, что размещать эти полмиллиона человек попросту негде. Если пообедать турист в Перми худо-бедно сможет, то вот жить ему точно негде. В студенческой общаге привередливых фирмачей не поселишь, да и в одноместном номере они по нескольку человек ютиться вряд ли станут.

Так, в том же минторге считают, правда, с оглядкой на ИА «Regnum», что Пермь привлекает к себе все больше и больше внимания «монстров» гостиничного бизнеса. Не успел самый известный гостиничный бренд Hilton объявить о намерении построить в Перми пятизвездочный отель, как выяснилось, что группа компаний «Азия» планирует возвести гостиницу «четыре звезды» под другим известным мировым брендом Holiday Inn.

Где будет построен новый отель, пока неизвестно. Однако у компании есть пожелание, чтобы участок располагался, естественно, в центре, либо в прилегающем к центру районе с хорошей транспортной доступностью. Планируется, что в отеле Holiday Inn будет не менее 160 комфортных номеров. Также здесь будут конференц-залы, оздоровительный центр и ресторан.

Напомним, в Перми насчитывается 62 гостиницы, включая частные, ведомственные и переделанные под «приличные номера» общаговские комнатухи с удобствами в коридоре. В 2007 году компания Swiss Realty Group провела исследования 50 из них. В результате общий номерной фонд составил всего 3 370 комнат. По новой системе классификации, соответствующей международной, аттестацию уже прошли «Плаза Олимпия» – 4 «звезды», «Прикамье», «Полет» и «Астор» - по три.

Гостиницы класса «люкс» не представлены на рынке. Свободных номеров в гостиницах повышенной комфортности зафиксировано 25%, в средней категории - 35%, в эконом-классе -12%.

Лучшее – враг хорошего

Что касается российских туристов, то они менее привередливы, чем иностранцы, но наши достопримечательности, если честно сказать, ничем не отличаются от достопримечательностей соседних регионов. Россия хороша сама по себе.

При анализе состояния дел на любом рынке – от туристического до колхозного – вполне естественно ориентироваться на наличествующий «товар». Но не менее полезным иногда может оказаться взгляд на то, что на «прилавке» отсутствует, и туризм здесь – совсем не исключение.

Понятно, что на первых позициях – достопримечательности городов и накатанные маршруты, то есть маршруты, которые пользуются спросом практически круглый год.

Причины. Прежде всего – отсутствие объектов размещения, то бишь гостиниц, о которых мы уже говорили, и других мест ночлега. Другая – малая известность объектов, отсутствие «раскрутки».

Многие фирмы, занимающиеся внутренним туризмом, предпочитают работать по известному принципу: «лучшее – враг хорошего». Зачем придумывать новые маршруты, новые темы, новые формы работы, если есть Кунгур с его пещерой, Чердынь, Белогорский монастырь, Хохловка, художественная галерея с ее деревянной скульптурой?

«Мы ленивы и нелюбопытны», – написал когда-то Александр Пушкин. Не пора ли тем, кто формирует туризм, делом доказывать обратное?

Дембельский аккорд

В индустрии гостеприимства есть свои «хиты», например, еще один вид внутреннего туризма – так называемый «шопинг-туризм» – посещение крупных торговых центров, которых нет в каком-то одном городе. Туристы едут в другой, где он есть. Пример – торговые комплексы фирмы Ikea. Если вы помните, то многие пермские турагенты предлагают туры в Казань. В эти турпоездки, кроме аквапарка, включается и посещение магазина именно этой шведской торговой марки.

Подобные магазины существуют нынче всего в нескольких городах: Москве, Казани и Екатеринбурге. В Перми, по заявлению мэра Перми Игоря ШУБИНА, магазин этой фирмы будет построен к 2011 году, когда будет подходить к концу срок его полномочий на посту градоначальника. Что это, «дембельский аккорд»? Впрочем, пока с этим бизнесом в Перми – «тишина».

С точки зрения развития туристического сектора экономики, Россия – страна с огромным потенциалом. Но и проблем на этом пути немало. И главная, пожалуй, та, что больше всего мешает общему экономическому развитию российских регионов – плохие дороги. Для гигантской страны, раскинувшейся от Балтийского и Черного морей до Берингова пролива и Охотского моря, состояние транспортного сообщения – основа основ успешного развития.

Вот почему только что обнародованная концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года, подготовленная специалистами Минэкономразвития, представляет особый интерес для туристической отрасли.

В частности, в ней Поволжью, куда относится Пермский край, предписывается две приоритетные задачи: возведение ряда дополнительных мостов через Волгу и прокладка рокадной магистрали, которая пройдет параллельно руслу великой реки.

Уралу и Сибири надлежит обеспечивать надежную транспортную инфраструктуру для беспрепятственного транзита между азиатско-тихоокеанским регионом и Европой. Составная часть этого проекта – превратить Урал в настоящий транспортный «коридор», который обеспечит быстрое и качественное сообщение между Западной Сибирью и Поволжьем. И Пермь в этом проекте занимает главное место. Но качество дорог, как всем хорошо видно, каждый день ставит вопрос под сомнение. Как и весь внутренний туризм.

Просмотров: 335


КОММЕНТАРИИ

Добавлено: 11.06.08 | Автор: 
не перестаю удивляться нашей провинциальной прессе по поводу их рассуждений о туризме. такое впечатление, что свои материалы все переписывают друг у друга. сами-то где быали, какие маршруты опробовали, чтобы писать, что никто, ничего...
Добавлено: 11.06.08 | Автор: 
Наталья, если вам не нравится наша провинциальная пресса, читайте столичную, а лучше езжайте туда жить. Заодно и поделитесь с мааасквичами своими сугубо провинциальными впечатлениями.
Сами-то никогда не рассуждаете о том, чего не "опробовали"? Три ха-ха)))
Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Точка зрения
Я же говорил!
Было дело
Деньги
Управление
Мнение
Обзор рынка
Грани жизни
Детство
Личность
Обзор
Команда
Конфликт

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.