№21 (373) 9 июня 2008 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№21 (373) 9 июня 2008 года | Деньги
Арсений Николаев

Тарифный передел

Пермские власти еще в начале года обеспокоились резко возросшими арендными ставками. Однако до сих пор не ясно, сколько составит реальная плата за пользование землей.

С нынешнего года Земельным кодексом установлены новые правила расчета арендной платы. Теперь сумма определяется по кадастровой (рыночной) стоимости участка, а не по нормативной, как это было раньше.

Для всех муниципалитетов Пермского края была определена ставка в 4% от кадастровой стоимости участка земли. Ранее действующий принцип нормативной оценки, а также понижающие коэффициенты (всего насчитывалось 68) отменили. Реальная стоимость аренды теперь определяется в большей степени территориальной принадлежностью – чем ближе земля к центру Перми, тем дороже. Это привело к резкому повышению арендной платы, для ряда арендаторов плата возросла в десятки раз. Например, в десять раз для организаций машиностроительного комплекса, в 12,5 раза – для пищевой промышленности, в 12 раз – для спортивных сооружений и так далее. В краевом центре плата выросла больше всех.

Парламентские слушания

Городские парламентарии обеспокоилась новыми обстоятельствами. Как будут развиваться пермские предприятия при таких тарифах? – вопрошали думцы еще весной. Предупреждение возможных негативных последствий началось практически сразу же после обнародования новых правил.

В городской администрации в начале февраля нынешнего года была создана рабочая группа. Итогом ее работы стало обращение городских чиновников к депутатам Пермской городской думы с предложением установить базовую ставку арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в размере 1,5% от их кадастровой стоимости. На пленарном заседании пермской думы 25 марта Лилия ШИРЯЕВА, заместитель главы администрации города, объяснила, что в таком случае плата арендаторов муниципальной земли будет равна сумме, которую платят ее собственники в счет земельного налога. Однако компромисса чиновники администрации и депутаты не нашли. Основная проблема, по мнению депутатов, будет связана с тем, что немуниципальные предприятия в своем большинстве не смогут покрыть расходы на аренду, в результате чего будут компенсировать свои расходы за счет увеличения платы за свои товары-услуги. Иными словами, высокая аренда ляжет на плечи пермяков.

Итогом обсуждения проблемного вопроса в гордуме стал отказ депутатов принимать предложение чиновников. Городские парламентарии предложили отказаться от некой универсальной системы расчета арендной платы и обратить внимание на дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и разрешенного вида их использования. Но поскольку предложение никак не закрепили, арендные ставки так и остались с учетом четырехпроцентного коэффициента.

Озадачились

К апрелю обеспокоились и краевые парламентарии. Предложение законодателей было таково: ставку арендной платы необходимо оставить в размере 4% от кадастровой стоимости земли – то есть максимальной. Однако рост арендной платы в переходном 2008 году не должен быть больше, чем в два раза к фактическим показателям 2007 года. Краевые законодатели посчитали, что именно такая ставка позволит поставить арендаторов в равные условия. (Причем, вне зависимости от того, в чьей собственности находится земля.) Этот вариант взяли на вооружение и депутаты гордумы.

Однако не весь депутатский корпус гордумы поддержал эту инициативу, и вопрос был вновь отложен. Ряд городских парламентариев продолжал настаивать на дифференцированном подходе. Дело в том, что законодательство дает возможность устанавливать арендные ставки от 0,5 до 4% от кадастровой стоимости. Так, профильный комитет по бюджету и налогам и комитет по экономической политике предложили вполне приемлемый вариант – 1,5% от кадастровой стоимости. Администрация Перми настаивала на 4%, мотивируя это тем, что земля становится главным ресурсом города. Отметим, что логика администрации аналогична обоснованию краевого правительства. Юрий УТКИН, вице-премьер краевого правительства, еще в начале года заявил, что четырехпроцентная ставка стимулирует промышленные организации оптимизировать занимаемое пространство и выкупать землю в собственность, так как земельный налог составляет всего 1,5% от кадастровой стоимости участка. Или переносить производство из центра города. С этим высказыванием солидарен и выступавший за четыре процента от кадастра на последнем пленарном заседании городской думы заместитель главы администрации города Анатолий МАХОВИКОВ.

Увы, и на последнем майском заседании Пермской городской думы депутаты так и не нашли компромиссного решения. Иными словами, четырехмесячное обсуждение вопроса не привело ни к чему. В результате арендаторам муниципального имущества еще ни разу не выставили счета, и они замерли в ожидании. Более того, не понятно, где изыскивать средства на оплату аренды, когда решение все-таки будет принято (ведь ясно, что на уровне прошлого года ставки не сохранятся). Отметим, что проект решения прошел первое чтение, но какого-либо конкретного механизма не выработано.

Энергобеспокойство

Не лучшая ситуация наблюдается и в тарифах на электроэнергию для предприятий края. Напомним, что с января стали действовать новые тарифы, по которым плата за электроэнергию для организаций возросла в разы. После этого в органы власти края и антимонопольную службу стали поступать многочисленные письменные и устные обращения хозяйствующих субъектов по поводу повышения. Краевые власти предлагали пересмотреть закон «О тарифах на электроэнергию, утвержденных для потребителей края на 2008 год», благодаря которому «Пермская энергосбытовая компания» получила за первый квартал 2008 года сверхприбыли. Это произошло из-за того, что пользователи, крупные промышленные предприятия края, переплатили за электроэнергию. По словам Уткина, должен быть произведен перерасчет, и клиентам компании возвращены их деньги. С соответствующим предложением правительство края намеревалось обратиться в «Пермскую энергосбытовую компанию». Однако никаких действий не последовало. Позже уже председатель правительства Валерий СУХИХ ставил задачу перед правительством – внести корректировки в тарифы на электроэнергию и обсудить суммы арендной платы на землю. К чему это привело – ни к чему.

От истории к действительности,/b>

От истории вопроса о тарифах перейдем к текущей ситуации. Плата за аренду муниципальных земель, по сути говоря, неизвестна. Немного иная ситуация с электроэнергией – тарифы известны, деньги регулярно собираются. Но, сколько бы ни беспокоились краевые и городские власти (откладывая рассмотрение столь важных вопросов и только-только формулируя задачи), плата существенно возросла, причем новые тарифы действуют уже полгода. Проще говоря, дальше популистской риторики дело не двигается.

Просмотров: 360


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Точка зрения
Я же говорил!
Было дело
Деньги
Управление
Мнение
Обзор рынка
Грани жизни
Детство
Личность
Обзор
Команда
Конфликт

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.