№26 (128) 21 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№21 (123) 9 июня 2003 года | Рынок труда
Надежда Емельянова

Голос за кадром

Ситуация на пермском рынке кадровых агентств полностью отражает положение дел в пермской экономике – там процветают монополии и почти нет места малому бизнесу.

Кадровая монополия

Ситуацию можно сравнить с равносторонней пирамидой – "внизу" широкое основание, сегмент, где работает большинство агентств по трудоустройству и подбору персонала. Часто они совмещают эти две разные сферы деятельности, что, по мнению некоторых операторов рынка, говорит о его незрелости, реже работают только на одном поле. Как отмечают специалисты, на этом сегменте сейчас, особенно после того, как год назад было отменено лицензирование деятельности услуг по подбору персонала, очень тесно. Пирамида эта весьма неустойчива, поскольку в ее основании есть определенная динамика: агентства часто распадаются, создаются новые и т. д. "Критический" возраст для агентств – два-три года, дальше – или самоликвидация, или претензии на право занять свою нишу. Расстояние от вершины до основания весьма значительное – такое, что те кто "вверху" "просто не замечают" тех, кто "внизу". Различие – в качестве и опыте работы, в объеме оказываемых услуг и, естественно, в цене.

"Вверху" значительно свободнее, более того, здесь практически нет конкуренции. Но вовсе не потому, что этот сегмент давно поделен. Скорее, он достаточно длительное время был монополизирован и вследствие этого не получил должного развития.

Сейчас здесь работают две крупные кадровые структуры – "Анкор-Пермь" и "Карьера-Сервис", которые признают status quo и право друг друга на определенное лидерство. Оба агентства профессионально и достаточно давно занимаются подбором персонала, оказывают консалтинговые услуги.

Первое, со всеми основаниями, считает себя самым опытным (именно с "Анкора" в Прикамье началась история кадрового рынка) и самым дорогим агентством. Второе – динамичным и инновационным спутником или коллегой.

Впрочем, такое положение дел неслучайно. Как замечают специалисты, рынок агентств по подбору персонала является маленькой копией самого рынка, той бизнес-среды, с которой в Прикамье есть определенные проблемы. Насыщенность разного рода монополиями и низкий уровень развития малого и среднего бизнеса формируют совершенно определенный спрос, на который и работают "рекрутеры".

Александр Попов, директор консалтингового агентства "Карьера-сервис":

– Рынок рекрутинга в Перми насыщен ровно настолько, насколько позволяет сама зрелость этого рынка, или насколько работодатели готовы с нами работать. Эти вещи очень взаимосвязаны.

Цена вопроса

Наиболее известное отличие агентств по подбору персонала от агентств по трудоустройству в том, что последние оказывают платные услуги по подбору вакансий клиентам – частным лицам, а агентства по подбору персонала берут деньги за поиск кандидатов с клиентов-предприятий. Второй способ считается наиболее цивилизованным. Стоимость услуг различается в разы.

Средняя цена услуг по подбору персонала в Перми – "одна зарплата", то есть месячный оклад, который предприятие намерено платить за ту или иную должность. Роскошью на этом фоне смотрятся услуги "Анкор-Пермь", которая, в зависимости от сложности заказа, выполняет заказ клиента за две и даже три "зарплаты". Но, как заявляют специалисты этого агентства, такой подход вполне соотносится с кредо компании "Высокие цены – высокий сервис" и на этом сегменте вполне оправдывает себя (агентство "закрывает" 90% топ-вакансий в области). Впрочем, это подтверждает выдвинутый выше тезис о том, что монопольная структура региональной экономики накладывает на рынок свои особенности. Услуги консалтингового агентства "Карьера-Сервис" обойдутся предприятию-клиенту от 10 до 20% месячного заработка работника, в котором нуждается предприятие или фирма. Но вообще, как отмечают специалисты, в Перми не принято считать стоимость услуг в процентах от годового дохода будущего работника. Возможно, потому, что компании часто берут специалиста на испытательный срок и просто не представляют, как может измениться конъюнктура на рынке или финансовая ситуация на предприятии.

Небольшие и средние агентства часто "грешат" тем, что просят и клиентов, и кандидатов оплачивать предоставленные услуги, что на Западе, кстати, считается дурным тоном и первым признаком непрофессионализма.

Светлана Савинцева, директор агентства по подбору персонала "Фаворит-С":

– В Перми очень распространена практика, когда агентства берут деньги и с работодателей, и с работников. В результате сбиваются цены на услуги по подбору персонала, то есть остальным приходится работать в условиях сильного демпинга. Одновременно страдает и качество.

Верхом неприличия у крупных "рекрутеров" считается принцип работы агентств по трудоустройству, когда последние просят потенциального работника оплачивать буквально каждый свой шаг. Хотя, как считают некоторые операторы этого рынка, платный поиск вакансий для частных лиц может быть тоже вполне квалифицированным, незатратным и даже приятным для человека, находящегося в поиске желаемой для себя вакансии, если грамотно его выстроить.

В сети

Предоставление услуг по подбору персонала – бизнес весьма специфичный, и, возможно, немного напоминает банковский. В этом бизнесе более, чем где-либо значима репутация, стабильность и обладание информационными ресурсами. И если репутация – это то, что агентство может и должно зарабатывать самостоятельно, то две другие особенности проще решить "в сети", взаимодействуя на определенных условиях с коллегами из других регионов и стран.

Агентство по подбору персонала "Анкор-Пермь" сразу образовалось как сеть, и все агентства этой сети используют одну торговую марку "Анкор", работая по франчайзингу. У компании есть общее ядро – марка, стратегия, технология, имеет место подотчетность московскому офису, есть серьезные обязательства. Но есть и возможность действовать на каждом региональном рынке в зависимости от его особенностей. Это позволяет каждому "офису" иметь определенную самостоятельность в принятии решений, вести свою ценовую политику, индивидуально подходить к клиентам, что, в конечном счете, и определяет успех.

Консалтинговое агентство "Карьера-Сервис" входит в систему российского кадрового объединения "Метрополис". Это сетевая система, в нее объединены независимые агентства, которые таким образом получают общее информационное пространство и возможность делиться общими кадровыми ресурсами.

Эта схема работы с предприятиями называется еще консалтинговым обслуживанием в сфере подбора персонала, которое, кстати, дешевле по стоимости за счет массы и долгосрочности отношений.

Александр Попов:

– Постоянный клиент является основой процветания агентства. Мне кажется, на сегодняшний день это 80% процентов успеха в этом бизнесе. Постоянных клиентов у нас примерно процентов 40. 20-30% приходят к нам по их рекомендации и 30% – совершенно новые клиенты, которые выходят на нас через различные источники информации. Поэтому моя стратегическая задача – увеличить число постоянных клиентов.

Работа со "своими" предприятиями – это не только стабильный, но и достаточно прибыльный бизнес. К тому же, здесь для обеих сторон минимальны риски. Поэтому легко предположить, что в ближайшее время эта стратегия станет весьма распространенной.
Первая полоса
Политика
Общество
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100