№26 (128) 21 июля 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете архив номеров ПОпоиск по сайту

№21 (123) 9 июня 2003 года | Культура
Карина Раушенберг

Антизаказ

Судя по открывшейся в Доме художника выставке "Пермь в начале тысячелетия", пермские живописцы чувствуют себя в этом городе вполне уютно.

Не зная идеологического обоснования выставки, зритель будет озадачен тем, откуда такое постоянство в выборе объектов изображения? Вы встретите, например, не менее пяти псевдокопий одного из банков, так называемых "кузяевских домов", городской и областной администрации, академического театра оперы и балета, галереи. Первой приходит, естественно, мысль, что художники просто-напросто рассчитывают поскорее "пристроить" свое творение. Ведь урбанистические пейзажи – тема на все времена, потому что весьма и весьма востребована. Аргументом здесь может быть даже то, что изображенный пейзаж с каким-нибудь мостом и новостройкой из все тех же панельных блоков, виден из окна покупателя.

У выставки (и это первый опыт Дома художника) есть заказчики-спонсоры: ОАО "Камская долина" и рекламно-издательское агентство "Держава". Строительная компания на художников, как говорят, не давила, но изобразить в том числе и объекты, построенные ею, просила. Впрочем, призовой фонд, выделенный "Долиной", распространялся на все без исключения работы, посвященные Перми. Разумность спонсоров трудно подвергнуть критике. Кстати, некоторые художники ни один из "заказанных" объектов не рисовали вовсе, ссылаясь на то, что, к примеру, здание банка или нового моста "не вдохновляет на создание художественного образа". Единственным критерием профессионального независимого жюри было мастерство. Приходится этому верить, потому что главный приз в номинации "живопись" унес с собой Виктор КУЗИН за работу, на которой изображена школа № 22 – она разместилась в здании бывшего училища для слепых, построенном еще в 19 веке. В номинации "графика" Алексей КУТЕРГИН получил премию за эмаль "Пушкинская библиотека". Лучшей декоративно-прикладной работой оказался достойный гобелен Елены КУДРЯВЦЕВОЙ "Мост", его условное исполнение читается сразу во многих (в том числе, философском) смыслах. В качестве поощрительных премий ряду художников было выдано по 3 метра хорошего холста, специально закупленного Домом художника.

Безусловно, в последние годы формируется новое городское пространство, и некоторым оно нравится. Однако живописцы, как люди свободные и в некотором смысле безответственные, не стали строго придерживаться жанра указанной тематики выставки и запечатлели город как на душу положило. Между тем, топ-лайн в коллективном взгляде на город можно было бы обозначить контекстуальными синонимами типа: "теплый", "уютный", "провинциальный"…

Николай БРЮХАНОВ-ПУТИЛОВ, например, предоставил автопортрет верхом на гигантском коте, сия прогулка происходит на фоне ночного пейзажа с оперным театром. В свете предстоящей премьеры в пермской опере "Мастера и Маргариты" работа, написанная мастером, если не ошибаюсь, лет 10 назад, смотрится вполне актуально. Виктор ОСТАПЕНКО нарисовал, вроде бы, современный город, но в киношной стилистике 1960-х. Алексей ШВЕЦОВ в картине "Слудский собор" обозначил Пермь 19 века, а Владислав ДЕГТЕВ спустил на Каму парусные суда, какие едва ли кому удавалось видеть.

Впрочем, подобная эклектика выглядит вполне логично – центр города каждый день демонстрирует нам контрасты старого и нового.
Первая полоса
Политика
Общество
Экономика
Культура
Спорт
После работы
В форуме сайта еженедельника "Пермский обозреватель" Вы сможете высказать свое мнение относительно любого из материалов свежего номера газеты либо задать собственную тему.


зайти в форум
Подписаться
Отписаться

  

Информационно-аналитический проект "НеСекретно"

НеСекретно
 

Copyright (C) 1999-2003. . Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без согласия редакции запрещено.

   Rambler's Top100