Национальный и региональный бизнес объявил о своих намерениях финансировать гостиничную отрасль в Перми. К компании "Дельта Капитал" могут присоединиться и другие крупнейшие инвесторы. Пермские строительные компании пока готовы к минимальному участию в подобных проектах. Признавая перспективы, пермяки сетуют на недостаток возможностей.
Один за другим эксперты объявили о начале гостиничного бума в провинции. Между тем, в Прикамье, как и в других регионах, инвесторы могут столкнуться с теми же проблемами, которые существуют в столицах. А именно – нехваткой свободных площадок в центре города и нежеланием местного бизнеса "делить" рынок с "пришлыми". В то же время реальная потребность городов в отелях среднего и эконом-класса растет не по дням, а по часам. Именно поэтому гостиничному бизнесу в Перми сулят светлое будущее.
Гости дорогие
Первой всколыхнула спокойный пермский гостиничный бизнес компания "Дельта Капитал", которая объявила о своих намерениях вторгнуться в регионы и начать именно с Урала (Екатеринбурга и Перми). Еще весной представители компаний "Дельта Капитал Менеджмент" и "СРВ Интернешнл" провели весьма продуктивные переговоры с администрацией города. Финны выступили с предложением построить небольшую гостиницу на 150 мест, которая будет отличаться недорогим, по европейским меркам, обслуживанием: от 65 долларов в сутки. При этом "Дельта" намерена вести проект от выбора площадки до окончания возведения и обслуживания. По словам вице-президента компании Пола ПРАЙСА, Пермь, наряду с Нижним Новгородом и Красноярском, остается одним из самых привлекательных городов. После того, как будет запущен "пилотный" отель, "Дельта" может расширить свое присутствие в Перми.
В целом, планы компании вполне соотносятся с национальной тенденцией продвижения капитала (иностранного и столичного) в регионы. "Дельта Капитал Менеджмент" вместе с датской Rezidor SAS намерены сформировать в России целую сеть отелей Country Inn под брэндом Rezidor SAS. В течение трех лет в Москве и Санкт-Петербурге будут построены 7–8 гостиниц, стоимостью 5–12 млн долларов каждая. В течение следующих десяти лет будет построено около 50 отелей по всей России, начиная с наиболее интересных городов.
Другие инвесторы также намерены освоить региональный рынок. По информации одного из источников "ПО" в городской администрации, наиболее вероятен приход такого сильнейшего оператора, как компания "Альфа Эко", которая уже не раз проявляла себя в прикамских проектах. "Впрочем, все планы компаний такого уровня пока находятся в стадии проектов, и их проникновение в Пермь – дело нескольких лет", – отмечает источник. Среди иных инвесторов, развивающих стратегию с учетом регионов – МЕНАТЕП, "Металлоинвест", Балтийская строительная компания, АФК "Система" и "Интеррос".
При этом иногородний капитал получает достаточно мощную поддержку в лице местных властей. Ради прихода гостиничных инвесторов можно решить и такую проблему, как отсутствие свободных площадок в центре города. Вице-мэр Андрей ГОЛОВИН еще во время переговоров с "Дельтой" отметил, что администрация заинтересована в приходе бизнеса в город, поэтому "мы готовы поработать".
Heartbreak Hotel
Пермский бизнес по традиции несколько отстает от амбициозных коллег из столицы и зарубежья. О своем желании возводить в Прикамье отели пока объявила только "Стройиндустрия", которая намерена уже в этом году приступить к строительству гостиницы на углу улицы Макаренко и бульвара Гагарина. Это будет сравнительно небольшая трехзвездочная гостиница – на 500 мест, то есть примерно на 300 номеров. По расчетам топ-менеджмента компании, проект полностью окупится, поскольку отель возводится специально для деловых людей, к тому же в удачном месте – рядом с активно развивающейся "Пермской ярмаркой".
Помимо "Стройиндустрии", в ближайшее время строительством отеля займется нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". В ее проектах – средняя гостиница, которая, впрочем, будет использоваться на корпоративные нужды.
По расчетам экспертов, Пермь вполне способна уместить в себе порядка 200 гостиниц среднего класса ("три звезды"), поскольку вместе с ростом инвестиционной привлекательности города растет и потребность в удобном жилье для гостей (читай: потенциальных инвесторов). В столице Прикамья пока только 14 гостиниц, треть которых отличается консервативными подходами в обслуживании клиентов. Вполне очевидно, что такого числа отелей для миллионного города явно недостаточно. Весьма показательным оказался чемпионат Европы по боксу, во время которого хороших номеров для гостей просто не хватало.
Между тем, интереса к гостиничному бизнесу со стороны потенциальных региональных инвесторов, занятых в основном развитием промышленных "китов", не наблюдается. Руководитель одной из пермских строительных компаний отметил, что, несмотря на откровенную перспективность этого сегмента рынка, в условиях кризиса в жилищном домостроении, браться за возведение отелей совершенно невыгодно: "пока инвесторы предлагают проекты, связанные с уже построенными гостиницами, а вкладывать деньги на уровне планирования и начального этапа возведения не берутся".
Площадки сладки
Говорить о том, что у гостиничного бизнеса есть трудности из разряда "неразрешимых", в принципе, не приходится. Даже такая острая проблема, как нехватка места в центре города может быть решена – при известной "заинтересованности" со стороны пермских властей. Например, среди площадок, предложенных "Дельте", есть весьма привлекательные: это "предмостовая" площадь на улице Попова, Колхозная площадь на месте металлорынка, место рядом с областной инфекционной больницей плюс площадка возле речного училища в Мотовилихе.
Совершенно другой вопрос – реальные потребности населения. Действительно, Пермь может вместить 200 гостиниц, однако не "среднего" уровня, а небольших гостиниц с невысокими ценами (явно ниже 65-долларового порога, который становится классическим для столичных инвесторов).
Последний лидер маркетинговых исследований – малые гостиницы. Строго определенных международных норм, классифицирующих отели, нет. В Европе такого статуса удостаиваются гостиницы до 150 номеров, в России – до 100. В массе функционирующих на сегодняшний день "малыми" можно назвать лишь 5-10%. Такая неразвитость – следствие массового туризма, диктовавшего правила игры в сфере гостинично-туристических услуг.
Между тем, растущее внимание к малым гостиницам – результат глобализации и потребности в "домашней" атмосфере. С другой стороны, этот вариант развития отелей наилучшим образом подходит к российским условиям: дешево, но удобно, даже если это – "три-четыре звезды". Определенный интерес к такой категории гостиниц уже оценен пермским развлекательным комплексом, который "в нагрузку" к саунам предлагает номера за небольшую плату, но весьма хорошего уровня.
Основные клиенты малых гостиниц – бизнесмены среднего класса, нуждающиеся в умеренном комфорте, хорошей еде, чистоте и безопасности. Еще одна важная деталь: именно малые отели легче всего внедрить в историческую среду города (что немаловажно для Перми, где в центре массовое строительство ограничено).
Инвесторы, заявившиеся в столице Прикамья, пока готовы работать по обычной системе – на средний класс, строить гостиницы среднего размера. В принципе, это оставляет шансы местному бизнесу восполнить "белые пятна" на этом сегменте рынка и остаться в строю. В иной ситуации, при нынешнем холодном отношении региональных финансовых групп к гостиничному бизнесу, фигурально выражаясь, гости будут жить в пермских отелях, построенных "гостями".
Иван Колпаков
Справка "ПО"
Delta Capital была создана в 1999 году для управления Инвестиционным Фондом США-Россия. Основанный в 1995 году правительством США для поддержки и развития российской рыночной экономики, Фонд на сегодняшний день является одним из крупнейших фондов прямых частных инвестиций в России. В 1999 году, когда управление стала осуществлять Delta Capital, Фонд был приватизирован, и частные источники финансирования заменил правительственный капитал. Инвестиционная стратегия Delta Capital ориентирована на наиболее динамично развивающиеся отрасли российской экономики, в частности на сектор финансовых услуг, товары народного потребления и ТМТ (телекоммуникации, медиа, технологии). На сегодняшний день Фонд разместил капиталовложений на сумму свыше 200 млн долларов в 30 вновь созданных и развивающихся российских компаниях. Размер целевых инвестиций варьируется от 1 до 10 миллионов долларов. С января 2001 г. Инвестиционный Фонд США-Россия осуществил 6 успешных выходов из портфельных компаний.
SRV Group – строительный и финансовый концерн, объединяющий четыре компании, специализирующиеся в разных областях. В число этих компаний входит SRV International, занятый развитием недвижимости и управлением проектами в России и странах Балтии. Реализованные проекты: бизнес-центр в Санкт-Петербурге, торговый центр в Риге, пассажирский порт в Таллине, гостиница "Рэдиссон САС" в Клайпеде, рестораны McDonalds Москвы и Санкт-Петербурга, строительство комплекса из 48 коттеджей под Москвой, реставрация здания Парламента в Ханты-Мансийске.