№139 (37) 6 октября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№139 (37) 6 октября 2003 года | Культура
Карина Раушенберг

Реабилитация красного

Цвету войны и террора художники из Екатеринбурга вернули значение красоты.

В арт-салоне "Марис" открылась выставка, которая представляет собой совместный российско-германский художественный проект "Красное и Золотое". В прошлом году Любовь и Василий АНЦИФЕРОВЫ уже привозили свою выставку, она состоялась также в "Марисе". Тогда пермяки столкнулись с уникальной творческой манерой, которая вылилась в форму толстых воздушных котов, забавных конфигураций из овощей. Это было, безусловно, здорово. Но на этот раз картины оказались еще лучше.

Пермь Анциферовы, которые объехали всю культурную Европу, просто боготворят (подумать только!). И в этот раз, пробыв целый месяц лета на пленэре во Франции, они не забыли рассыпаться в искренних комплиментах относительно великолепия пермской природы, какой-то необыкновенной красоты деревьев, которые, по их мнению, обитают только здесь. На днях художники вернулись с пленэра, проведенного на севере Пермской области. Еще год назад они рассказывали, что собираются сделать цикл, посвященный пермской деревянной скульптуре и иконе, которая хранится в Пермской художественной галерее.

Обещанное не заставило себя ждать. Два главных цвета выставки – красный и золотой. По словам художников, цвету войны, кровавых революций, тоталитарных режимов они решили вернуть его исконное значение. На Руси красный обозначал просто "красивый", "праздничный", а в древнерусской иконописи, соединяясь с христианской символикой, выражал высшие, философско-религиозные ценности. Золото для екатеринбуржцев – цвет небесного света, осенней природы. В иконе золото связано с представлением о нем как о божественном непроницаемом свете. Спас Полунощный, Змееборец, Мария – персонажи картин. По словам искусствоведа Тамары ШМАТЕНОК, сейчас трудно найти художников, которые бы так отчетливо определялись в отечественной, древнерусской традиции. Современные мастера, сконцентрированные на прослушивании своего собственного эго, позабыли, что существует нечто ценное, помимо себя любимых. Анциферовы, оттолкнувшись от христианской традиции и восприняв красоту цвета православной иконы, создали светские картины, написанные актуальным художественным языком.

"Золотые квадраты", как Анциферовы предпочитают называть цикл работ своего германского друга Ханса ЭРХАРДТА, тоже "замешаны" на российских традициях. Картины Эрхардта – это небольшого формата квадратики со странными извилистыми линиями на них. Чтобы узнать, что обозначает словечко "АRBOS", которым немец назвал эти квадраты, Анциферовы перевернули весь Екатеринбург. Оказалось, что это эстонское слово, выражающее нечто значительное, древо. Помимо этого, фильмы Андрея Тарковского непостижимым образом вплелись в его работы.

Выставка "Красное и Золотое" – это целый проект, который уже представлен в Екатеринбурге, второй стала Пермь, а впереди – Германия. На открытии экспозиции совсем не случайно появилась директор Пермской картинной галереи Надежда БЕЛЯЕВА – галерея в скором будущем готовит с Василием и Любовью совместный проект.

Карина Раушенберг

Просмотров: 871


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Колонка редактора
Политика
Экономика
Высокие технологии
Рынок труда
Общество
Точка зрения
Культура
Спорт
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта