№139 (37) 6 октября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№139 (37) 6 октября 2003 года | Рынок труда
Надежда Емельянова

От диалогов – к действиям

Александр Зимин: "Родители ногами голосуют за знания".

Этот учебный год станет вторым годом выполнения программы модернизации российского образования. Как считает руководитель департамента образования Пермской области Александр ЗИМИН, от осмысления и поиска региональных особенностей и возможностей на муниципальном и школьном уровне учебные заведения постепенно переходят к конкретным действиям. Об этом и других проблемах регионального образования – в интервью "Обозревателю":

Эксперименты

– Как вы оцениваете результаты единого государственного экзамена?

– ЕГЭ в Прикамье ждали с каким-то мистическим страхом, но мы его прошли достойно, показав вполне приличные результаты. В то же время, экзамен подтвердил, что почивать на лаврах нам нельзя. Мы получили наглядную картину по всем городам и районам Пермской области, и стало понятно, где и как организована система обучения детей. Основной вывод – потребность в качественном образовании у нас есть, и значительная. Замечу, что эксперимент стал катализатором и в управленческом смысле: каждый глава администрации сравнил результаты с соседом, директор школы – с коллегами, в курсе дела оказались родители, и следствием этого стала сугубо внутренняя деятельность по выявлению причин, а где-то и миграционные процессы. И сейчас родители ногами голосуют не за ту школу, которая находится рядом, а за ту, где дают нормальные знания.

– То есть, эксперимент себя оправдал, и в следующем году пермские школьники тоже будут сдавать экзамены по системе ЕГЭ?

– Более того, обязательные экзамены в Пермской области будут проводиться только по системе ЕГЭ. Департамент совместно с советом ректоров и советом директоров среднего профессионального образования обратился в Министерство образования РФ с просьбой допустить область к участию в эксперименте по ЕГЭ по четырем предметам – математике, химии, русскому и английскому языку. Думаю, последний предмет вызовет удивление, но это было бы интересно и очень показательно, поскольку у нас область тотального английского языка. Если мы обучаем современного человека, то не имеем права оставлять его без иностранного языка.

Реалии

– Среднее образование, формально оставаясь бесплатным, на деле стоит родителям немалых средств. Вас устраивает, как процесс консолидации финансовых потоков происходит в пермских школах?

– Здесь два варианта: школа оказывает платные услуги, либо занимается поборами. Когда учитель приходит в класс и говорит, что нужно скинуться по 150 рублей на шторы, это второй вариант, и он недопустим. О шторах должен думать попечительский совет, совет школы или родители на собрании. Огромное количество учителей берут деньги с родителей вместо того, чтобы предоставить им за эти, или даже большие деньги образовательные услуги, в стоимость которых можно включить средства и на зарплату педагогам, и на развитие школы. Бюджетное финансирование ни при Царе Горохе, ни при социализме не было достаточным для того, чтобы полностью обеспечить образовательные потребности ребенка. Возможно, возникают элементы давления, и здесь нужно уметь защищать свои права: над школой есть управление образования, над ним – прокуратура. В области 2 600 образовательных учреждений, за всеми уследить невозможно и не нужно.

– А школы так жить готовы?

– Я был в одной сельской школе Краснокамского района и спросил у директора, могли бы родители принести в школу деньги, если бы вы стали оказывать дополнительные услуги. Она сказала: "Да, могли бы". Я не стал задавать второй вопрос: "А почему вы до сих пор этого не сделали, приказа свыше ждете или не умеете?" Думаю, меньшая часть директоров ждет указания, а большая пока не умеет. И научить сразу нельзя, поскольку система инерционна.

Идеи

– Какую роль в школьном образовании играют негосударственные образовательные учреждения?

– В Перми в этом секторе нет почти ничего. У нас развивается негосударственное высшее профессиональное образование, менее активно – среднее профессиональное, и совсем никак – общее. Я могу назвать два-три примера, но не все они окажутся удачными. Коллеги из негосударственных школ будут возражать, кто-то скажет, что очень дорогая аренда. В январе 2004 года состоится коллегия департамента, где будут обсуждаться эти вопросы. И я думаю, что разговор будет очень жестким, в нас "полетят камни", но мы к этому готовы. Мы можем сейчас начать стимулировать развитие негосударственного сектора – у нас появились ниши, например, дополнительное образование, но пока никто не бежит их закрывать. Кстати, организовывать негосударственные школы совсем не обязательно. Это может быть некоммерческое партнерство или частный предприниматель, если он желает оказывать образовательную услугу, которую не может (не умеет, не знает, что это можно, и т. д.) школа, или может сделать ее качественнее. Нет ничего страшного в том, что он будет получать какую-то прибыль. Главное, что он будет работать на образование.

И в канун праздника я хотел бы заметить, что в этом году официальный международный день учителя совпал с неофициальным, традиционным для многих поколений российских учителей – Днем учителя. В эти благословенные дни, которые нам подарила осень, хочется думать о том, что не всегда в Прикамье дождливая осень, бывает и солнце. Так же и в образовании – бывают сезоны, но даже в самый ненастный сезон всегда появляется солнце надежды, доброты и талантливости. Такого солнца я от всего сердца желаю каждому!

Надежда Емельянова

Просмотров: 834


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Колонка редактора
Политика
Экономика
Высокие технологии
Рынок труда
Общество
Точка зрения
Культура
Спорт
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта