№139 (37) 6 октября 2003 года
на главную страницу
содержание номера
информация о газете форум ПОархив номеров ПОпоиск по сайту

№139 (37) 6 октября 2003 года | Культура
Ольга Дворянова

Фуги без подушек

Пермский орган пока не предъявляют широкой публике. Готовый к эксплуатации инструмент можно будет увидеть не раньше Нового года.

Пермь, конечно, не "размашистая" Москва, где не так давно построили огромный Дом музыки на Красных Холмах, президентствует в котором Владимир СПИВАКОВ. Однако орган у нас поставят если не раньше, то почти одновременно с органом в Доме музыки, причем его изготовлением займется та же фирма – Glatter-Goetz Orgelbau GmbH (одна из десяти ведущих фирм-производителей органов). По праву первого в России пермский орган приобретен на самых выгодных условиях в плане цены и гарантийных обязательств.

Разговоры об установке инструмента в Перми идут уже более 10 лет. Но, может быть, и к лучшему, что он не появился раньше. Дело в том, что в советские времена в Россию приобретались инструменты только из Чехословакии и ГДР. А теперь мы будем иметь настоящий западный капиталистический продукт, прибывший из города Овингена земли Баден-Вюртемберг и пересекший несколько границ в двух фургонах.

Орган – это вещь не серийного производства – двух одинаковых инструментов в мире не найти. Каждый из них проектируется под конкретное помещение, и перенести его без ущерба для звучания невозможно. В Перми орган мог появиться в Феодосиевской церкви, но из-за указа Бориса ЕЛЬЦИНА о передаче всех культовых зданий в ведение церкви разработка этого проекта была остановлена. Затем взоры упали на киноконцертный комплекс, известный в народе как "Колизей". Единственным напоминанием о неосуществившейся идее осталась стилизация органных труб на фасаде долгостроя. В качестве возможного варианта фигурировал и колонный зал Пермского института искусства и культуры. Но решено все-таки было остановиться на теперь уже бывшем конференц-зале Дома Советов (ул. Ленина, 51, корпус "Б").

Новый немецкий обитатель зала потребовал глобальной реконструкции всего помещения. Все расходы на приобретение инструмента и реконструкцию зала взяла на себя область. Поскольку в Перми все знают, как построить дом, но никто не знает, как его сделать пригодным для органных концертов, то приглашены были московские специалисты, которые на компьютерах "прозвучили" весь зал. С тысячи точек были смоделированы звуковые проекции. Пол покрыли дубовым и буковым паркетом, специальные люстры и кресла доставили из Северной столицы. Все сделано легким и воздушным, рассчитанным на хорошее звукоотражение. В зале сейчас много пространства и много деревянных поверхностей, необходимых для того, чтобы звук "гулял" в помещении. Продуманы все детали, вплоть до типа штукатурки.

Оказалось, что орган настолько нежное инженерное устройство, что в месте его присутствия должен поддерживаться постоянный температурно-влажностный режим. Причем, требования эти максимально жесткие: температура помещения должна колебаться в пределах +18-22 градуса по Цельсию при влажности воздуха от 45 до 80 процентов. Понижение температуры хотя бы на 1 градус в течение 2-х часов приводит к расстройству органных труб. За всем этим призван неусыпно следить Михаил КАПЕЛЬНИКОВ – единственный в городе органных дел мастер.

Не решенной пока проблемой остались трамвайные пути, проходящие в критической близости от органного зала. Известно, что они стали одним из аргументов, из-за которого отказались строить орган в "Колизее". Но, как сейчас заверяют специалисты, уровень шума от трамваев в новом зале находится в пределах допустимой нормы. Трамваи не помешают концертам, но если в здании оборудовать студию звукозаписи (что также входит в планы филармонии), то работать можно будет только ночью. По идее, трамвайные пути на этом участке требуют ремонта и установки, как минимум, "мягких подушек".

Ну, а в отреставрированный зал, где четверо представителей фирмы монтируют орган, сейчас не допускают даже журналистов и фотографов – но тем торжественней будет его открытие.

После завершения 4-недельного монтажа этой 12-тонной махины, высота которой более 7,5 м, ширина – 8,5 м и глубина 3,5 м, начнется настройка и интонировка инструмента. Она продлится в течение 8 недель. Столь длительная процедура, по словам экспертов, необходима для того, чтобы каждая из 3,5 тысячи металлических и деревянных труб, самая маленькая из которых в диаметре с палец, зазвучала в нужном регистре. Пермский орган имеет 40 регистров. Регистровка была подобрана специально под наш концертный зал для того, чтобы звук был эстетичный, пригодный для исполнения различной музыки, а не только, скажем, Баха.

Чудным подарком Glatter-Goetz Orgelbau GmbH Перми стало собрание сочинений Баха, Генделя и других композиторов. Оно станет частью нотной библиотеки, формированием которой в последние годы занимается и Пермская филармония. Оказывается, дело это не вполне простое: ноты снимались на ксероксе в других городах и сшивались.

Та же история случилась и с органистами-исполнителями. В Перми живет единственная органистка-профессионал с консерваторским образованием Евгения ХАСАНОВА. Но, по словам директора Пермской филармонии Рустема ХАСАНОВА, от кадровой проблемы город страдать не будет:

– Не успели мы привезти орган в Пермь, как вся музыкальная Россия об этом тут же узнала. Посыпались бессчетные звонки. Это означает, что город будут посещать с концертами региональные и столичные органисты. Мы получили возможность устраивать органные фестивали как российского, так и международного уровня.

Другая сторона дела, что органных концертов не должно быть много – публика их просто не переварит. Свежеотреставрированный зал можно будет использовать и для всевозможных камерных концертов, в том числе рассчитанных на солистов-исполнителей и хоры. Тем более, что у Пермской филармонии до сих пор нет собственного помещения для проведения концертов.

Широкая аудитория получит возможность услышать орган в конце декабря. По заявлению Рустема Хасанова, билеты на первые концерты будут стоить недешево, тем более, что зал рассчитан всего на 400 мест. Но пермяки готовы платить хорошие деньги за качественное развлечение, это показали и последние гастроли оркестра Владимира Спивакова, цена билетов на которые доходила до 2 тысяч рублей.

Ольга Дворянова

Просмотров: 865


КОММЕНТАРИИ

Добавить сообщение:
Имя:
Скопируйте цифры в поле код
E-mail:
Текст:
Код:
Первая полоса
Колонка редактора
Политика
Экономика
Высокие технологии
Рынок труда
Общество
Точка зрения
Культура
Спорт
После работы

Copyright © 1999-2003. . Все права защищены.
Перепечатка и использование материалов, опубликованных в газете, без письменного разрешения редакции запрещены. Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, представляемой рекламодателями.

карта сайта