Театр счастливой судьбы
Театр «У моста» создан выпускником Пермского института искусства и культуры Сергеем ФЕДОТОВЫМ (ныне заслуженный артист России, лауреат Национальной премии Чехии) в 1988 году как хозрасчетная театр-студия при ДК телефонного завода, что рядом с камским мостом, отсюда и название. В 1992 году театр получил официальный статус и был включен в Единый реестр театров России.
Театр – участник 17 российских и 35 международных фестивалей, объездил всю Россию и почти всю Европу. Критики называют его театром счастливой судьбы. Нет ни одного зрителя в Перми, кто не видел бы его знаменитой «Панночки», поставленной по гоголевскому «Вию». Спектакль стал визитной карточкой театра. Он идет уже 15 лет, выдержал более 2 тысяч постановок, но так же притягателен и магичен, как и прежде. Именно с этого спектакля театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя инфернального, потустороннего мира на театральных подмостках.
Основной круг театральных авторов, так или иначе, связан с мистикой, но не в смысле вампиров и упырей, а в том смысле, что настоящее, большое искусство рождается на стыке реального и вымышленного. Вот почему из репертуара театра не уходят Булгаков и Шварц, Гоголь и Достоевский, Андреев и Шекспир. Теперь у театра появился новый автор, которого в России еще никто до Федотова не ставил. Постановку двух пьес молодого ирландского драматурга Мартина МАК-ДОНАХА «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна» (являющие собой своеобразную дилогию) и осуществил в последнее время Сергей Федотов, премьера которых состоялась незадолго до «Волшебной кулисы».
«У Федотова творческий кризис»?
Московский критик Роман ДОЛЖАНСКИЙ в газете «КоммерсантЪ» от 17 сентября 2005 г. писал следующее: «Жуткая и парадоксальная сцена уничтожения живыми людьми мертвых наверняка войдет в историю мировой драматургии. Что до русского театра, то ему никуда не деться от Мак-Донаха, и именно пермский театр «У моста» застолбил за собой место первооткрывателей…».
За этот спектакль театр был удостоен главной награды «За лучшую режиссуру» на Магнитогорском фестивале «Театр без границ», а также дипломов на фестивалях в Омске и Екатеринбурге (фестиваль «Реальный театр»). 2 и 3 декабря эти спектакли будут показаны питерской публике на сцене театра им. Ленсовета, а 5 и 6 декабря их увидят московские зрители на сцене Союза театральных деятелей (СТД). Московские и екатеринбургские театроведы, приехавшие в Пермь на областной фестиваль театрального искусства «Волшебная кулиса», сказали следующее: «Театр открыл новую драматургию, которой еще не было в России. Этот театр развивается в русле лучшего российского театрального искусства».
14 ноября худруку театра «У моста» Сергею Федотову был вручен Гран-при фестиваля «Волшебная кулиса-2005» именно за эти два спектакля. В этот же день начальник департамента культуры Валерий СТАРИКОВ озвучил перед СМИ, что Федотов «придумал эту ситуацию с выключением света» сам, чтобы вызвать интерес к себе и своим спектаклям, на которые перестала ходить публика(?!), что у него творческий кризис(?!) и ему, дескать, пора отдохнуть.
Сирота казанская
При городском департаменте культуры (или как он там называется?) существует всего один театр. Ежу понятно, что этому театру, как единственному дитяти у родителей, должна везде и всюду быть зеленая дорога, тем более что театр «У моста» на международных фестивалях представляет не только город Пермь или Пермскую область – он представляет Россию! Однако человек предполагает, а бог располагает. Так о чем здесь говорить, о какой помощи, о каком участии в его судьбе, если даже сам начальник этого департамента со дня своего назначения (январь 2005 года) в этом театре ни разу не был?! Любимое чадо оказалось сиротой казанской.
Читатели заметили, что все наши театральные публикации рассказывают не о творческих замыслах режиссеров, новых планах балетмейстеров, игре того или иного актера. Все, о чем мы пишем, касается, как это ни прискорбно, взаимотношений между действующей властью и искусством, между чиновником и артистом, между начальником и подчиненным. Всем известно, что артист должен играть, творить, созидать, а чиновник должен обеспечивать ему для этого нормальные условия.
Возможно, где-то так оно и происходит. Но только не в Перми.
Сколько бы ни менялось чиновников в этом департаменте, сколько бы они ни выключали свет, какие бы указы они ни выпускали, театр будет существовать всегда. Только очень жаль тех, кто не виноват во всем этом – актеров, которые за нищенскую зарплату дарят людям праздник. Праздник под названием Театр!