Юрий Рюмин: «Главное – быть честным»
№41 (292) 16 октября 2006 года
Автор: Татьяна Соколова
Классический гитарист из Перми о профессии и вдохновении.
Юрий РЮМИН родился в 1977 году в городе Перми. Окончил Пермское музыкальное училище в 1998 году по классу классической гитары. В этом же году поступил в Пермский государственный институт искусств и культуры на исполнительское отделение, совмещая учебу с регулярными консультациями в классе заслуженного артиста России, Виктора КОЗЛОВА. В 2000 году продолжил обучение в Челябинской государственной академии искусств.
С 1995 года началась активная концертная деятельность музыканта в Перми и Пермском крае. К настоящему моменту сольные концерты прошли во всех без исключения крупных городах Пермского края: Пермь, Березники, Соликамск, Гремячинск, Горнозаводск, Лысьва, Чусовой, Кизел, Александровск, Губаха, Кунгур, Кудымкар, Верещагино и др.
Участник всероссийских и международных фестивалей классической гитары. В настоящее время активно концертирует как солист, а также работает в качестве концертмейстера с ведущей солисткой Пермского театра оперы и балета Татьяной КАМИНСКОЙ.
Так началось интервью
– Мне ваша газета нравится. Свободой своей, неоднозначностью. Свобода очень быстро засасывает…
– Спасибо. Даже не знаю, как сейчас диалог начать о музыке.
– В музыке свобода тоже главное.
– Как состоялось Ваше знакомство с гитарой?
– Давайте следующий вопрос.
– Нет, давайте с этого вопроса.
– Очень банально, с ЦОЯ. Первые три аккорда. Первая пластинка – Андреса СИГОВИЯ, маленькая виниловая пластинка. Он исполнял Чикону БАХА на гитаре. Когда это слышишь, влюбляешься. А параллельно был Цой с тремя аккордами, «Звезда по имени Солнце». Такая смесь, сочетание несочетаемого, и подтолкнула.
– Сколько лет было Вам? Гитару купили? Копили на нее?
– Первая гитара – кунгурская.
– «Дрова», да?
– Да, совершенно верно. Мне было 11 лет. Учился сам, по записям. Это было фанатичное желание. Это магия.
В гитаристы я б пошел
– Помимо концертов, Вы преподаете. Зачем?
– Задумки создать кафедру появились, потому что среда гитарная очень разрозненная, очень непрофессиональная, мы сейчас говорим только о классической гитаре. Хороших классических гитаристов в России человек 100 примерно.
– А в Перми?
– В Перми буквально 3-4 человека с профессиональным гитарным образованием, все остальные – это переученные домристы, виончелисты. Они пошли на это, потому что гитара востребована, а домра и даже виолончель – нет. Мама с папой приводят, а ребенок хочет на гитару идти. И это главная причина, почему необходимо профессиональное образование. Спрос есть – удовлетворения его нет.
И если Вы решаете малыша своего отдать на гитару, то отдадите его переученному домристу и т.д. Как правило, народники нашу профессию съедают.
– Да, по-моему, гитара в классе народных инструментов до сих пор.
– Кроме Перми почти все отделили. В Гнесинке существует собственный класс гитары. Исторически классическая гитара не является народным инструментом, как минимум класс струнных инструментов. Но по иронии советской судьбы, мы оказались в классе народников. И от этого очень пострадали.
Представьте профессионального гитариста. Гитара – женщина, очень хрупкий инструмент, очень тонкий, с ней выстраивается сложный диалог. У нее исторические корни арабские и т. д. И когда тебя, профессионального гитариста, садят за какую-нибудь грубую бас-балалайку, у тебя теряются тактильные ощущения в левой руке.
Космополитен
– Каков Ваш репертуар?
– У меня космополитичное ощущение музыки. Форма подачи классической гитары – это фрак, бабочка. А играть можно и Баха, и самые современные проекты. Я теперь хочу что-нибудь сделать с пермской певицей Натальей ШНАЙДЕР. Только попросил ее в этом плане не походить на Зинчука и Пугачеву.
А в данный момент работаю с певицей Татьяной Каминской.
– Гастролируете?
– Да, в основном по России. Но эти мероприятия все специализированные, мне бы хотелось, чтобы они были более массовыми. В гитарном мире все основано на связях. Есть энтузиасты, есть люди, у которых культ этой женщины – гитары. Человек бегает, бегает, бегает, нашел какие-то деньги, обзвонил гитаристов, собрал всех, получился праздник. Но чтобы кто-то даже из наших администраций просто бы взял и сделал что-либо, нет. Если только СТАРИКОВ помогал и был заинтересован, он, по крайней мере, знает, что такое классическая гитара.
– Где лучше всего принимали?
– Хороший вопрос. В Екатеринбурге.
– Я так и думала…
– Главное – качественно отработать, а то, что там в зале делается, стараюсь не анализировать.
– Почему? А как же отношения с залом?
– Хороший случай здесь в Перми, полный органный зал, даже ШУБИН там сидел, приехал француз Пьер ЛАМЬЕР. И это было настолько отвратительно. Там еще и власть поменялась, руководитель теперь Галина КОКОУЛИНА.
Пьер играет что-то под нос себе, а между ним и залом – черная речка и стена. Я не выдержал, на 20-ой минуте ушел.
– Вы не думаете о зале вообще?
– Об этом приходится думать. Нужно просто быть честным и искренним! Честно донести музыку до ушей слушателя. А если есть драйв, если ты очень честно выстраиваешь вертикаль и горизонталь своей музыки, она попадает в сердце, как стрела.
– А гитаристы могут зарабатывать?
– Не очень много. Дима ИЛЛАРИОНОВ, один из лучших гитаристов молодого поколения России: 10 тысяч выступление, 2 тысячи берет себе человек, который организует все. Итого гитаристу – 8 тыс. руб. за концерт.
– Стать известным классическим гитаристом невозможно? Почему?
– Возможно, дело в ментальности людей, в их мироощущении. Попса все задавила.
Это же Мстислав РОСТРОПОВИЧ сказал: «Пипл хавает».
– А может, «пипл» и нуждается в другой продукции. А ему ее не предлагают?
– Нашу культуру никто не предлагает, как «поющие бензоколонки». Зачем раскручивать какого-то классического музыканта… А вообще, толпой быдла управлять проще.
– Ваши планы?
– Тур по краю с Татьяной Каминской. Диск выпустил, уже есть в продаже. Называется «В ноябре». И ни копейки спонсорских денег, все сделал сам, поэтому очень им горжусь. Деньги, заработанные на концертах – самовклад. Я рассчитываю только на себя, бегать с протянутой рукой – это унижение для артиста.
Кстати, у Татьяны родилась дочь, Милана. И в ту ночь, когда она родилась, мне не спалось. И я придумал обложку следующего диска. Он должен называться «Песни для твоего ребенка» (Song for your child). Сразу же пришел в голову ваш журналист, Дмитрий ШАЙКО, который вручную оформляет обложку, всех композиторов рисуя: одного с носом, другого так, чтобы ребенку интересно было.
Вот такая идея, подсказанная только что родившимся человечком.